Как оформить ДТП без ДПС? - Автомобильный портал

Как оформить ДТП без ДПС?

Как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Не всегда ДТП требует вмешательства сотрудников ГИБДД. Если соблюдены определенные условия, проблему можно решить самостоятельно.

Все спорные вопросы могут решиться за несколько часов. Но появится риск не получить положенную денежную компенсацию по страховке, если в протоколе будут ошибки.

Ознакомимся с порядком действий при оформлении ДТП без ГИБДД.

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, как оформить ДТП без вызова ГИБДД согласно новому порядку, вступившему в силу с 1 июля 2017 года.

Если нет пострадавших водители должны:

  • остановиться, не менять положение транспорта или элементов аварии;
  • включить фары аварийной сигнализации;
  • расставить на дороге аварийный знак на расстоянии 15 м.

Инспекторы ГИБДД не будут выезжать на место ДТП без пострадавших. Если в результате ДТП никто не пострадал, можно не ехать в ДПС.

Можно самостоятельно решить вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГИБДД нужен, если возникнут спорные моменты между участниками ДТП.

Также необязательно участие очевидцев. Фотографий или видео с места аварии будет достаточно.

Водители могут обеспечить себе самостоятельное оформление бланка извещения, в котором нужно прочертить схему и самостоятельно обратиться в страховую компанию за денежной компенсацией ущерба.

Случаи, при которых можно обойтись без ГИБДД

Если у участников нет друг к другу претензий, если никто не пострадал, вызов ГИБДД необязателен.

Тогда водителям нужно действовать следующим образом:

  • зафиксировать все на видео или фото;
  • съехать с места аварии;
  • самостоятельно оформить извещение о случившемся;
  • если бланка с собой нет, можно приехать в ближайшее отделение ДПС и составить все документы, а сотрудники помогут в этом;
  • можно обойтись без оформления документации, если ущерб незначителен, а стороны пришли к согласию о покрытии расходов на ремонт.

Автотранспортное средство убирают с дороги, если оно мешает проехать другим участникам дорожного движения, если нет разногласий, а инцидент можно решить мирным путем.

Рассмотрим подробнее порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Что такое Европротокол?

Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.

Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.

Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
  2. Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
  3. У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
  4. Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.

Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.

Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.

Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

Бланк Европротокола

Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.

Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».

Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.

Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:

  • заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
  • не допускаются помарки и исправления;
  • заполняются все графы и поля.

На лицевой стороне указывают:

  • информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
  • количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
  • данные по свидетелям аварии (если они есть);
  • точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
  • информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
  • список поврежденных деталей и узлов машины;
  • схема ДТП (пункт 17).

Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.

На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.

На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», »В». Направление движения обозначают стрелками.

Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.

В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.

Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.

В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:

  1. Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
  2. При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».

В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.

После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.

На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.

В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.

Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.

Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.

Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.

Что делать после составления извещения?

Если извещение оформлено, разногласий нет, место ДТП можно покинуть и обратиться к страховщику. К заявлению прикладывается экземпляр извещения об аварии с заполненными лицевой и оборотной стороной.

Отправляется извещение страховщику в течение пяти рабочих дней со дня аварии. Ремонтировать автомобиль нельзя в течение 15 дней.

Если отремонтировать машину необходимо раньше этого срока, ТС предъявляют на осмотр страховщику и получают письменное согласие на ремонт.

Если сотрудник ГИБДД остановит машину

Сотрудник ГИБДД, увидев повреждения машины, может остановить автомобиль, чтобы проверить факт оформления ДТП.

При передаче извещения в страховую нужно взять копию документа, заверенную сотрудником страховой компании, чтобы предъявить ее сотруднику ГИБДД.

ДТП с пострадавшими

В случае ДТП водитель в обязательном порядке:

  • останавливается, не перемещает ТС;
  • включает аварийную сигнализацию;
  • выставляет знак аварийной остановки;
  • не меняет положение предметов, которые имеют отношение к аварии;
  • определяет наличие пострадавших.

Если есть пострадавшие или погибшие, водитель:

  • оказывает первую помощь;
  • вызывает скорую помощь;
  • вызывает ГИБДД;
  • фиксирует ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправляет пострадавших на попутном авто в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу можно только на автомобиле участника ДТП, нужно отправить их в медучреждение, показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине.

Если из-за аварии транспортный поток встал, участник:

  • фиксирует место ДТП, положение авто, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записывает данные очевидцев, если они есть;
  • убирает автомобиль с проезжей части;
  • ждет сотрудников ГИБДД.

Сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, фиксируют:

  • информацию об участниках аварии;
  • объяснения участников и свидетелей;
  • дополнительные сведения, которые имеют значение для выяснения обстоятельств аварии;
  • выдают справки о ДТП участникам;
  • возбуждают производство по делу о правонарушении, если таковое имеет место.

Документы для обращения в страховую

В течение пяти рабочих дней нужно обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом (если водитель — иностранный гражданин, то следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта (или перевод, заверенный в посольстве));
  • доверенность на автомобиль, если водитель — не собственник авто;
  • документы на право собственности имущества (свидетельство о регистрации, паспорт ТС), договор, если авто находится в лизинге/аренде;
  • справка о ДТП (форма №154), приложение к справке, если есть пострадавшие (документ должен содержать: угловой штамп, ФИО сотрудника ГИБДД, составившего справку, данные о месте, дате, обстоятельствах ДТП, номер полиса, название страховой компании, сведения об автомобилях-участниках, сведения о водителях ТС и виновнике, контакты участников, перечень повреждений);
  • протокол об административном нарушении;
  • извещение о ДТП.
Читайте также:  Как рассчитывается выплата по ОСАГО при ДТП?

Справки не нужны, если ДТП было оформлено по европротоколу.

Важная информация:

  • не подписывайте чистые бланки документов!
  • информация о свидетелях должна присутствовать в протоколе;
  • если водитель не соглашается с определением факта нарушения ПДД или размером штрафа, инспектор составляет протокол;
  • если водитель не согласен с изложенными сведениями, ему следует отметить свою точку зрения в специальной графе, зачеркнуть слово «нарушитель», подписать «водитель», дописать, что не считает себя виновником аварии.

Теперь вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии необязательно. Если нет пострадавших, у участников нет друг к другу претензий, оформить ДТП можно самостоятельно.

Если авария отвечает определенным условиям, то оформить ее можно по европротоколу. Благодаря подробной инструкции по заполнению извещения в указанной статье, трудностей в оформлении бланка возникнуть не должно.

Видео: Как оформить ДТП без ГИБДД?

Порядок оформления ДТП без ГИБДД — условия и необходимые действия

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Порядок действий участников ДТП регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, в которые регулярно вносятся изменения. О них нужно знать и их необходимо учитывать, чтобы избежать дополнительных проблем, сберечь время и нервы. Ведь зачастую ДТП ставит его участников в тупик из-за того, что они не знают, как следует поступать в той или иной ситуации. Одна из таких ситуаций — ДТП, которое можно оформить без участия сотрудников ГИБДД и получить страховое возмещение. О том, в каких случаях это возможно и как следует поступать, рассказывается в этом обзоре

Условия для оформления ДТП без ГАИ

Обязанности водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении в ДТП прописаны в пунктах 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Несмотря на сухой бюрократический стиль, в котором составляются нормативные акты, советуем внимательно ознакомиться с этими положениями. Ведь отклонение от правил, в том числе по незнанию, может стать источником дополнительных неприятностей.

Приведем выдержки из ПДД, касающиеся обязанностей водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении ДТП:

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию…

2.6.1. Если в результате ДТП вред причинён только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к ДТП, и повреждения ТС.

Водители, причастные к такому ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством (ст. 11.1 закона об ОСАГО) оформление документов о ДТП может осуществляться без участия сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 11 закона об ОСАГО) документы о ДТП не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Обратимся к статье 11.1 закона об ОСАГО, которая допускает возможность оформить аварии без ГИБДД при выполнении следующих условий:

  • ДТП произошло в результате столкновения двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
  • в результате ДТП вред причинён только этим двум ТС, в аварии нет пострадавших и не причинён вред другому имуществу;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением ТС, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий участников ДТП;
  • размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причинённого егоТС, не превышает 100 тыс рублей.

Если хотя бы одно из этих условий условие не соблюдается, вызывать полицию обязательно. В остальных случаях водители решают, обращаться в ГИБДД или нет (действовать самостоятельно их право, а не обязанность).

Многие участники ДТП, которым предстоит возмещать ущерб в страховой компании, предпочитают перестраховаться и оформить происшествие с привлечением сотрудников ГИБДД. Копия протокола об административном правонарушении считается доказательством добросовестности пострадавшей стороны. Документ подтверждает сам факт аварии и указывает виновника.

Центральный Банк распространил Европротокол на КАСКО. Соответствующее Указание опубликовано 01.10.2014 в Вестнике Банка России. Документ вступил в силу через 10 дней после обнародования.

При участии в аварии автомобиля, зарегистрированного в другом государстве, оформить Европротокол можно, если водитель зарубежного транспорта застраховал ответственность по полису «Зеленая карта». Более подробно об оформлении ДТП по Европротоколу можно прочитать в нашей статье.

Порядок действий при оформлении ДТП без вызова ГИБДД в 2020 году

В зависимости от того, пришли ли участники аварии к согласованному решению не привлекать сотрудников ГИБДД к оформлению ДТП или нет, у них есть следующие варианты действий:

  • оформить ДТП на ближайшем посту ДПС, предварительно зафиксировав положение автомобилей на фотоаппарат или видеокамеру;
  • оформить дорожное происшествие самостоятельно, заполнив Извещение о ДТП;
  • не оформлять документы, если участникам они не нужны.

Рассмотрим порядок действий при каждом варианте. Первые шаги одинаковы для всех участников:

  1. Остановить (или не трогать с места) автомобиль;
  2. Включить аварийную сигнализацию;
  3. Установить знак аварийной остановки;
  4. Проверить самочувствие всех людей, имеющих отношение к ДТП.

Убедившись в отсутствии причин для вызова ГИБДД, участники согласовывают дальнейшие действия. Порой накал страстей мешает взаимодействию сторон. Если эмоциональное состояние одного из участников препятствует решению проблемы, следует вызывать полицию.

Как оформить ДТП на ближайшем посту ГИБДД

Вариант привлечения сотрудников ДПС актуален, если не выполняется какое-либо условие оформления Европротокола. Например, у одного из водителей отсутствует ОСАГО или ущерб превышает лимит страхового возмещения.

В этом случае участники:

  • фотографируют либо записывают на видео положение автомобилей и других объектов, имеющих отношение к аварии;
  • освобождают проезжую часть, если машины препятствуют движению других транспортных средств;
  • совместно заполняют Извещение о ДТП, если это возможно;
  • едут на ближайший стационарный пост ГИБДД и оформляют происшествие вместе с сотрудниками.

По телефону дежурной части подскажут местоположение пункта дорожной службы. При отсутствии бланка Извещения, документ можно оформить в любой момент до подачи бумаг в страховую компанию. На месте ДТП полезно записать имена и контакты свидетелей происшествия. Срок уведомления страховщика — не позднее 15 рабочих дней с момента аварии.

Как самостоятельно оформить аварию и составить Европротокол

Порядок действий для того, чтобы оформить ДТП на месте самому без участия сотрудников ДПС, аналогичен предыдущему варианту за исключением посещения поста ГИБДД. Перед оформлением бумаг следует убедиться, что ваш случай соответствует условиям Европротокола.

Наибольшую трудность для участников представляет заполнение Извещения о ДТП. Во всех крупных городах России действуют службы аварийных комиссаров. Их задача — помочь водителям оформить бумаги по ДТП.

При наличии больших затруднений граждане могут обратиться в одну из таких служб. Но это потребует дополнительных затрат. Вызов комиссара оправдан, если у водителей нет Извещений либо они самостоятельно не в состоянии их правильно заполнить. Составить документ можно и позже, но в этом случае есть риск последующего отказа одной из сторон стороны от подписания документа.

Извещение о ДТП — это российский аналог Европротокола. Заполнять документ следует на русском языке. В страховой компании Извещение выдают при оформлении страхового полиса.

Чтобы сэкономить свое время на поиск нужных бланков, рекомендуется предварительно скачать бланк Европротокола для оформления аварии без вызова ГИБДД. Это удобнее всего сделать на нашем сайте.

Скачать бланк Европротокола

Следует учитывать, что при оформлении ДТП каждый водитель излагает обстоятельства происшествия на своём экземпляре Извещения с обратной стороны. Определяет виновника страховая компания. Наличие разногласий между сторонами по вопросу, кто виноват, не являются препятствием для оформления ДТП в упрощенном порядке. Важно, чтобы его участники не расходились между собой в отношении обстоятельств, приведших к причинению вредя ТС. Это общее мнение подтверждается их подписями в п. 18 Извещения на обоих экземплярах.

Лицевая сторона протокола заполняется совместно обеими сторонами. Водители проверяют данные, внесенные каждой из сторон, по документам. Действительность полиса ОСАГО можно уточнить на сайте РСА . Стороны подписывают оба экземпляра Извещения.

Европротокол позволяет обратиться за выплатой по ОСАГО к страховщику как виновника аварии, так и пострадавшего. Во втором варианте компания виновника возмещает выплаты, произведенные компанией потерпевшего.

После получения документов для выплаты возмещения страховая компания в течение 5 рабочих дней обязана провести осмотр пострадавшего ТС и оценить нанесённый ему ущерб. Время и место осмотра согласовывается с водителем.

Если страхователь не согласен с установленной суммой возмещения либо оценка не проводилась, по направлению страховщика должна быть проведена независимая экспертиза. Экспертиза может и не проводиться, если по размеру выплат достигнуто согласие. Потерпевший не должен ремонтировать автомобиль до истечения 15 календарных дней с момента подачи заявления на выплату возмещения.

Получить страховое возмещение потерпевший может:

  • в форме оплаты ремонта ТС;
  • перечислением средств на его банковский счет.

Владельцы легковых авто, зарегистрированных в РФ, страховое возмещение получают только в виде восстановительного ремонта ТС.

Что делать, если участникам происшествия не нужны документы

При отсутствии претензий друг к другу водители могут разъехаться без оформления бумаг. Это возможно при возмещении ущерба на месте, незначительных повреждениях и в других аналогичных ситуациях. Чтобы избежать мошеннических действий, специалисты советуют сторонам обменяться расписками. В документе указывается отсутствие претензий одного участника ДТП к другому.

Читайте также:  Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО

Как оформить ДТП без вызова сотрудников ДПС?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Каждый год в России увеличивается число автомобилей на дорогах, а из-за этого растет количество аварий. Сотрудники ДПС не успевают приезжать на все ДТП, поэтому существует возможность оформить документы и без них. Какие есть варианты оформления ДТП и на что стоит обратить внимание – разбираемся в этой статье.

Что делать, если произошло ДТП

Дорожно-транспортное происшествие, или ДТП – это происшествие, которое возникло в процессе движения транспортного средства, и в результате которого был нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу граждан.

Эта формулировка из Правил дорожного движения исчерпывающе определяет, чем ДТП отличается от других аварийных ситуаций: оно предполагает движение автомобиля и наличие ущерба. Другими словами, если на стоящий автомобиль упадет дерево, это не будет являться ДТП (так как автомобиль не двигался).

Порядок действий водителя при аварии тоже должен соответствовать ПДД: нужно оставаться на месте происшествия, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Можно также найти нескольких свидетелей того, как именно произошло ДТП и попросить у них контактные данные.

Если в ДТП пострадали люди, необходимо вызвать экстренные службы или как можно быстрее организовать отправку пострадавших в больницу.

Дальше ситуация может развиваться по нескольким вариантам:

  • водители решают вызвать ДПС. Это стоит делать, если в аварии пострадали люди, если в ДТП попало больше двух автомобилей или если оба водителя не считают себя виновниками происшествия;
  • один из водителей покинул место ДТП. В этом случае тоже нужно вызывать сотрудников ДПС, которые оформят ДТП и объявят автомобиль виновника в розыск;
  • водители решают рассчитаться на месте. Виновник оплачивает оговоренную сумму пострадавшему, или договаривается об оплате через какое-то время;
  • водители решают оформить европротокол (составить извещение о ДТП). Это стоит делать, если никто не пострадал из людей, а ущерб для автомобилей не катастрофический.

Так как в большинстве ДТП нет пострадавших, а ущерб автомобилям небольшой (это, как правило, столкновения на парковке, аварии из-за несоблюдения дистанции и т.д.), вариант с европротоколом выбирают все чаще.

Каждый вариант имеет свои особенности и ограничения. Но практика показывает – все чаще водители обходятся без вызова ДПС. Как это сделать правильно – рассказываем дальше.

Как обойтись без ДПС

Без страховой компании: рассчитаться на месте

Достаточно часто происходят такие аварии, что автомобили получают совсем незначительные повреждения – вроде царапины, небольшой вмятины или треснувшей пластиковой детали. Заполнять массу документов, добиваться выплаты от страховой компании, а тем более вызывать ДПС в этой ситуации никто не хочет.

Если произошло такое небольшое ДТП, при этом виновник признает себя виновником, то самый быстрый вариант – рассчитаться на месте происшествия и разъехаться.

Другой вариант, когда нет смысла заполнять документы – когда виноваты оба водителя, или у кого-то нет полиса ОСАГО. Так как сотрудник ДПС выпишет штраф за отсутствие полиса (800 рублей) и за само нарушение ПДД, которое привело к аварии, дешевле рассчитаться на месте.

Но стоит понимать: если виновник аварии просто покинет место ДТП, ему «светит» от полугода до полутора лет лишения прав или арест на 15 суток. Даже если на словах пострадавший не имеет претензий, ему ничто не помешает позднее обратиться в ГИБДД.

Избежать этого можно, если пострадавший напишет расписку о том, что не имеет имущественных претензий к виновнику.

Законодательно форма расписки об отсутствии претензий не утверждена – ее можно составить от руки или на заранее подготовленном бланке. Главное, чтобы в ней была необходимая информация – паспортные данные участников ДТП, место происшествия и подписи сторон. Пример как оформить можете скачать ниже:

«Расписка об отсутствии претензий при ДТП — пустой бланк»
Скачивайте и распечатайте. Дай Бог чтоб она вам не понадобилась!
«Расписка об отсутствии претензий при ДТП — пример заполнения»
Заполнили её для примера, чтоб вы действовали по этому шаблону

Оформляют расписку в двух экземплярах – по одному для каждой стороны.

Обычно подписей сторон достаточно, но если сумма ущерба значительная, то лучше позаботиться о более серьезном оформлении расписки, например:

  • заверить ее у нотариуса. Это стоит денег, а платить, как правило, приходится тому, кто предложил идею обратиться к нотариусу;
  • найти свидетелей происшествия, указать их данные. Свидетели должны поставить свои подписи на расписке;
  • зафиксировать момент подписания на видео. Камера есть почти в любом телефоне, в крайнем случае можно использовать видеорегистратор из автомобиля.

Рассчитаться за повреждение автомобиля на месте могут не все – у кого-то деньги хранятся в банке, у кого-то дома, а у кого-то их вообще нет. Поэтому чаще всего виновник пишет расписку, в которой обязуется оплатить ущерб через какое-то время.

«Расписка о ДТП — Вариант 1»
Если виновник ОБЯЗУЕТСЯ оплатить причиненный ущерб до обозначенного числа
«Расписка о ДТП — Вариант 2»
Если виновник оплатил причиненный ущерб прямо на месте

Можно договориться на конкретную сумму денег за ущерб (определить на месте ее получится разве что «на глаз»), или же виновник ДТП напишет расписку с обещанием выполнить ремонт автомобиля. В первом случае в расписке указывается срок выплаты и сумма, а во втором – нужно расписать все полученные автомобилем повреждения.

Расписка является документом и имеет юридическую силу (если правильно составлена и содержит все нужные данные). Поэтому, если виновник не выполнил свои обязательства по ремонту или выплате денег – на него можно подать в суд.

В целом вариант с расчетом «на месте» и расписками имеет свои преимущества:

  • для потерпевшей стороны – не нужно собирать документы и идти в страховую компанию, заказывать экспертизу и ждать перечисления денег;
  • для виновника – не нужно платить штраф за нарушение ПДД, стоимость полиса ОСАГО не увеличится на следующий год из-за роста КБМ.

Риски тоже присутствуют – можно не увидеть скрытые повреждения автомобиля и запросить слишком маленькую сумму возмещения, виновник может отказаться платить и не будет выходить на связь.

Вместо расписки можно оформить соглашение о возмещении ущерба – по нему один водитель признает себя виновным и обещает возместить ущерб, а другой – отказывается от претензий, если вся сумма будет выплачена. Какой документ выбрать – обычно решают по договоренности.

Оформить европротокол

Европротоколом называют извещение о ДТП, которое оформляется без участия сотрудников ДПС. Правильно заполненный европротокол и наличие всех необходимых документов дает право пострадавшему получить страховое возмещение по полису ОСАГО.

Оформить европротокол при ДТП можно, если соблюдаются такие условия:

  • в ДТП попали 2 автомобиля, у водителей каждого из которых есть полис ОСАГО. При этом водитель должен быть вписан в полис, или же страховка должна быть оформлена без ограничений по числу водителей;
  • при ДТП ущерб причинен только двум автомобилям, иного пострадавшего имущества нет (то есть, если пострадали светофоры, заборы, столбы – оформить европротокол не получится);
  • между участниками ДТП не должно быть разногласий относительно того, кто из них является виновником аварии;
  • сумма ущерба потерпевшей стороны не должна быть больше 100 тысяч рублей (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – не больше 400 тысяч рублей).

Если хотя бы одно условие не выполняется, придется вызвать сотрудников ДПС.

Главное преимущество европротокола – не нужно вызывать сотрудников ДПС, а после фото- или видеофиксации места ДТП автомобили можно убрать с проезжей части (при оформлении сотрудниками ДПС их придется ждать несколько часов, а автомобили в это время перемещать запрещено). Некоторые страховые компании даже выпускают свои мобильные приложения для упрощенной фотофиксации.

Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу — только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, – максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Читайте также:  Тяжесть последствий ДТП определение

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».

Уроки правописания

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2), отмечаем число поврежденных машин (графа 3). Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5).

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6). Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7).

Графы с 9 по 12: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12.

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2). В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 — указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2020 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2017 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?