Как восстановить КБМ после ДТП? - Автомобильный портал

Как восстановить КБМ после ДТП?

Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?

  1. КБМ не всегда повышается, если вы попали в аварию. Его значение зависит вовсе не от ДТП, а конкретно от страхового случая – то есть если вы признаны виновным, а потерпевший обратился и получил выплату по ОСАГО.
  2. Расчёт коэффициента производится по утверждённой Центробанком таблице.
  3. Если даже у вас максимальная безаварийная скидка, то, попав за год в аварии 3 раза, вы уже достигнете самого высокого значения коэффициента.
  4. Изменившийся КБМ можно и восстановить к прежнему значению, но не во всех случаях.

При попадании в ДТП изменяется стоимость полиса ОСАГО на следующий период страхования. Но далеко не во всех случаях. В статье мы выясним, для кого, и, главное, насколько уменьшается КБМ и, соответственно, повышается коэффициент, на который умножается при расчёте базовый тариф в 2020 году. Мы также приведём примеры расчётов.

Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?

Нет. Но сначала давайте выясним, что же это такое – КБМ!

Это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчёте полиса ОСАГО при покупке его на автомобиль. То есть при определении стоимости страховки сначала берётся базовый тариф, который страховая компания устанавливает самостоятельно, но в пределах установленного законом коридора от 2 746 до
4 942 рублей для легковых автомобилей физических лиц в России.

Далее при расчёте эта фиксированная сумма умножается поочерёдно на определённые коэффициенты. По состоянию на 2020 год из всего 7:

  1. коэффициент региона регистрации в России,
  2. КБМ – в зависимости от наличия страхового случая,
  3. ограниченного или неограниченного по водителям ОСАГО,
  4. возраста и стажа,
  5. мощности машины,
  6. сезонности эксплуатации авто,
  7. срока страхования.

Все они применяются поочерёдно в таком же порядке, как представлено в списке выше. То есть берём, к примеру, базовый тариф 4 000 рублей, и, если владелец машины проживает в Москве, то получаем коэффициент 2 – то есть стоимость в расчёте увеличивается в 2 раза – до 8 тысяч. Далее, например, человек ни разу не попадал в ДТП в течение последних 8 лет, то далее применяется КБМ 0,6 – то есть 8 000 умножаем на 0,6 и получаем 4 800 рублей. И так до последнего коэффициента.

Но в любом случае итоговая цена страховки ОСАГО не должна превышать в 3 раза базовый тариф.

Таким образом, – это зависимость стоимости полиса от количества страховых случаев. Его текущее значение хранится в базе данных РСА (Российского союза автостраховщиков), и запрашивается сотрудниками страховых каждый раз, когда они рассчитывают стоимость вашего полиса.

Многие автолюбители в обиходе называют этот коэффициент “безаварийной скидкой”, что в целом не совсем верно, потому что:

    КБМ не зависит напрямую от ДТП,

здесь может быть не только скидка, но и повышение стоимости, если вы часто попадаете в аварии и оказываетесь в них виновником.

Итак, КБМ после дорожного происшествия изменяется не всегда, а только при следующих условиях:

  • вы признаны виновником в аварии,
  • по результату ДТП потерпевшая сторона обратилась за страховым возмещением – то есть КБМ не меняется от простого наличия аварии, должен быть именно страховой случай – то есть выплата или направление на ремонт; проще говоря, страховая организация должна потерпеть убыток.

Если я не виноват(а)?

Тогда КБМ для вас не вырастет и никак не изменится. Дело в том, что этот коэффициент призван мотивировать автовладельцев соблюдать ПДД, меньше попадая в аварии. То есть если вы часто оказываетесь виновником в ДТП, то страховка для вас дорожает.

Если же вы ни в чём не виновны, то и ОСАГО для вас не должно поменять. Логично? Вполне!

Если вина обоюдная?

В этом случа вне зависимости от степени виновности в ДТП бонус-малус повысится для всех его участников. Увы, но даже возрастания КБМ на меньшие значения в зависимости от степени обоюдной вины каждого участника не предусматривается. Даже если вы виновны всего на 1%, КБМ изменится одинаково, как и для виновника на 99%.

Как меняется КБМ? Таблица

Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.

Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.

  • цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
  • красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
  • синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
  • а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
  • все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Таблица КБМ после ДТП

Коэффициент КБМ на периодКоэффициент КБМ
0 ДТП1 ДТП2 ДТП3 ДТПБолее 3 ДТП
2,452,32,452,452,452,45
2,31,552,452,452,452,45
1,551,42,452,452,452,45
1,411,552,452,452,45
10,951,552,452,452,45
0,950,91,41,552,452,45
0,90,8511,552,452,45
0,850,80,951,42,452,45
0,80,750,951,42,452,45
0,750,70,91,42,452,45
0,70,650,91,41,552,45
0,650,60,8511,552,45
0,60,550,8511,552,45
0,550,50,8511,552,45
0,50,50,811,552,45

Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Примеры расчёта

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров, на сколько изменится: вырастет или снизится КБМ при определённых количествах происшествий либо их полном отсутствии в течение определённого периода.

2 ДТП за год

Вы впервые застраховались и попали в 2 ДТП за этот год. В этом случае ваш КБМ вырастет в 2,45 раза для следующей покупки ОСАГО. Вот так это будет выглядеть по таблице:

То есть если вы впервые застраховались, то начальный КБМ у вас равен единице. Затем, так как вы попали в 2 ДТП, мы смотрим вправо от текущей колонки в этой же строке таблицы и получаем коэффициент 2,45.

Если рассчитать по реальной стоимости полиса в качестве примера, то, если у вас в первый год ОСАГО стоило, к примеру, 5 000 рублей, то после 2 аварий цена вырастет приблизительно до 9 тысяч при прочих равных условиях.

Ни одной аварии за 15 лет

Теперь пример немного иной – вы ни разу не попали в ДТП по своей вине в течение последнего полутора десятка лет. В этом случае расчёт и то, как меняется КБМ, будет выглядеть следующим образом:

Данный пример немного сложнее. Здесь каждый год фактически КБМ снижается на 0,05:

  • в самый первый год страхования он составляет единицу,
  • далее через год, так как вы не попадали в ДТП, КБМ становится 0,95 (то есть спускаемся на одну строку ниже по таблице),
  • затем каждый следующий год также спускаемся ниже на строку и доходим до конца таблицы на 11-й год страхования по ОСАГО – здесь мы достигли максимальной скидки 50% коэффициента (только не путайте с конечной стоимостью полиса, так как после КБМ применяются ещё и другие коэффициенты),
  • и каждый следующий год после 11-го КБМ уже снижаться перестанет и будет всегда 0,5, если вы не попадаете в аварии.

Но обратите внимание по таблице – даже в случае максимально низкого бонус-малуса вы попадёте за год в 2 ДТП, то он вернётся снова к единице, а если более чем в 3 аварии, то вообще составит максимальную планку – 2,45.

Можно ли избежать повышения?

Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте. Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.

Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.

Читайте также:  Спровоцировал ДТП и уехал ответственность

Почему у меня изменился КБМ, если не было ДТП?

Такое, к сожалению, иногда происходит, нередко по вине страховщиков или (реже) базы РСА.

Самый распространённый случай – это когда страховщик не вносит действующий КБМ в базу данных, и тот обнуляется, то есть сбрасывается до единицы (см. таблицу выше).

В этом случае нужно писать заявление этому страховщику, а в случае отрицательного ответа – в РСА и подать жалобу в Центробанк.

Но есть и ещё одна причина – вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили в страховую его новые серию и номер. Подробнее о том, что делать, если вы не попадали в ДТП в последние года, а коэффициент изменился – повысился, мы писали в специальной статье об этом.

Можно ли сбросить?

Нет. Имеется в виду, что в 2020 году нельзя ни по закону, ни практически обнулить КБМ за деньги, если вы попадали в происшествия и стали виновником. В любом случае это является уголовным преступлением в сфере страховых услуг, и даже при попытке залезть и взломать базу РСА, поменяв свой КБМ, такого хитрого автовладельца и/или его дельцов ждёт уголовное преследование.

motovoz1976 › Блог › Как восстановить свой КБМ ОСАГО

Помимо работы в метро я уже 10 лет занимаюсь осагами и помощью в “подготовке тс к успешному прохождению техосмотра”. ну вы поняли.
Раньше. когда осага была копеешная, то по поводу своих скидок никто не заморачивался. теперь, когда недавно грянуло 2 повышения тарифов осаго, то невольно призадумываешся над своим кбм ибо осага без скидок сильно бьет по карману.
В 2011 году ввели в действие базу рса осаго кбм. До нее все считали скидку на пальцах. есть 5 лет стажу — получи 25%. Совершил аварию по своей вине — да, осаго должна подорожать. Но свалил в другую страховую где никто ничего не знал — и не сообщил об аварии — скидка сохранена. Конечно многое зависило от жадности страхового агента. Я не жадничал и всем применял скидки по максимуму.
Теперь это не пройдет.
Создали компьютерную базу. И если авария в этом году была по твоей вине, то на след год жди повышения КБМа.Не зависимо от того — в одной страховой ты остался или сбежал в другую. Все страховые обязаны при заключении договора пользоваться этой базой.
Но и тут есть свои хитрости как её поднае…мануть.
Скажу сразу что информация об скидке водителя в базе держится по ПОСЛЕДНЕМУ ПОЛИСУ ОСАГО ЗАКОНЧЕВШЕМУСЯ С ЕГО УЧАСТИЕМ.
Приведу пример по себе — у меня была максимальная скидка -50%. Но я совершил дтп весной 2015. Полис при этом действовал с 01.01.15 по 31.12.2015. т.е. информация об моей аварии и повышение моего кбм произойдет по окончании действия этого полиса, т.е. в новогоднюю ночь с 31.12.15 на 01.01.16. Прилагаю таблицу КБМ. По ней несложно увидеть что имея 13 класс скидок (0,50) и имея 1 аварию по моей вине я автоматом перемещаюсь на 7 класс скидок (кбм=0,80). Но мы же русские друг друга не обманываем…
Что делаю.
Страхуюсь, все свои машины, мотоциклы с 30.12.2015 ( за сутки до окончания действия аварийного полиса осаго) независимо от окончания действия полиса на них. Обязательно в другой ск от “аварийной”. Что получается — я застраховался с кбм =0,50 и надеюсь в след году ездить без аварий. с 01.01.2016 у меня кбм в базе поднялся, но я то им не пользуюсь — я все свои т.с. застраховал. Проходит год, и когда полисы выписанные 30.12.2015 закончат свое действие, то они (выше я писал что кбм в базе по последнему полису) снова перекроют мои 0,80 на 0,50. Что и требовалось доказать.
Езжу безаварийно. Жду кбм — 0,50. Опыт уже прошел проверку на моих клиентах-страхователях. Проверено-работает!
И ещё один нюанс который немногие знают.
чтобы поддержать свою скидку на максимуме — необходимо ежегодно вписываться в полис осаго как водитель. Необязательно — в свой полис или чужой. Задача вписаться.
Дело в том что если водитель по окончании действия полиса где он был вписан — ровно через год — скидка в базе сгорает. Например у водителя последний полис с его участием кончился 01.01.2016. Других полисов где он вписан как водитель — не имеет. Это означает что ровно через год — его скидка в базе по этому полису сгорит. Полюбому. Т.е. ему чтоб поддержать свою скидку — необходимо успеть в течении года вписаться либо к соседу (если он продал машину или попал по синьке на 1,5 года) либо выписать себе новый полис и вписать себя туда как водителя. Помимо синьки есть ещё 2 случая когда водитель может остаться без своей скидки. Это когда ему взбрендило на 1 год сделать на свой авто осагу “без ограничения” (тут его права нигде не фигурируют), либо по своей или НЕсвоей воле ездить по “левому” полису осаго. Тут тоже естесно никто в базу скидок никакую инфу передавать не будет.
И ещё…
Замена прав.
Права меняют. а в страховую съездить — внести изменения в полис фиг, нафиг надо. Погуглите п. 22 правил осаго — там написано четко что об всех изменениях документов надо сообщать страховщику, т.е. в страховую компанию. ПРи обращении страховщики переносят скидку со старых прав на новые. Если этого не сделать, то = В итоге когда подходит очередной срок страхования — в базу для проверки забивают новые права. а за ними то скидки и не числится! В итоге выкатывают сумму по полной — без скидок, то биш по 3 классу.

Как это разрулить.
Самое простое — я уже не одной сотне своих клиентов это сделал — пишется жалоба в ЦБ РФ на их сайте.
www.cbr.ru/Reception/Complaint/Register
Подача жалобы
Страховые организации
Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора

Тут вы перечисляете все полисы с 2003 года и просите провести проверку кбм в отношении вас.
Если полисы выкидываете, то просто написать.
” я иванов иван иванович, дата рождения, серия номер прав (и хорошо бы указать предыдущие права) стаж с 2000 года несогласен с применением своего кбм страховыми компаниями. В настоящий момент застрахован в ск “пупкино” номер полиса еее 0123456789 период действия с 01.01.2016-31.12.2016
(для рассмотрения жалобы центробанком ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР ОСАГО С ВАШИМ УЧАСТИЕМ).
Если полисы осаго копите, то ОЧЕНЬ нелишним будет их всех перечислить.

Устал писать. В общемс справшивайте — проконсультирую по возможности.
2,5 мес все проверки и у вас появляется должная скидка.
После этого можно идти в страховую где действующий договор и требовать перерасчета и возврата лишнеуплоченного бабла назад.

Насколько подорожает страховка ОСАГО после ДТП

Любой владелец автомобиля должен иметь действующую страховку ОСАГО, иначе ему придется выплатить штраф за несоблюдение закона. Стоимость автогражданки устанавливается государством, а вот точная цена полиса зависит от различных факторов, среди которых основными критериями являются опыт и возраст водителя, а также количество аварийных ситуаций. Именно поэтому автовладельцам необходимо знать, как меняется КБМ после ДТП.

Влияние коэффициента аварийности на стоимость страховки

КБМ, по сути, является скидкой, позволяющей при наличии большого стажа и безупречной езды получать страховку по минимальной стоимости. Некоторое снижение полагается и автолюбителям с опытом вождения в несколько лет, если аварийные ситуации им за это время не допускались.

С увеличением стажа водителя при достижении им возраста свыше 22 лет стоимость полиса ОСАГО автоматически уменьшается. Но она остается низкой только до тех пор, пока по его вине не случится авария. Изменение при этом произойдет независимо от степени тяжести ДТП, наличия вреда здоровью потерпевшего и ущерба для автомобиля.

Данные устанавливаются в автоматическом порядке при оформлении, и увеличение оплаты фиксируется на момент обращения страхового агента к базе РСА. Если не происходило аварийных ситуаций, коэффициент определяется на уровне 1.

Многие водители при покупке полиса интересуются, на сколько увеличивается страховка после ДТП в 2019 году. Для новичка от начального КБМ стоимость возрастает на 55%. К примеру, один и тот же водитель с достаточным опытом при отсутствии нарушений может иметь скидку 15%, а при фиксации аварии через 4 года она составит всего 5%.

Важно знать! Аналогичным образом производится расчет, если доказывается обоюдная вина. Данный факт будет рассматриваться не в пользу заявителя в любом случае, даже когда он становится одновременно пострадавшей стороной.

На сколько повышается ОСАГО после ДТП

Данный показатель определяется множеством факторов. Учитывается стаж, возраст вождения, регион преимущественного нахождения. Точную стоимость можно установить только при запросе к базе РСА, когда происходит процедура оформления сделки.

Читайте также:  Страховка без выплат при ДТП

Для удобства разработана специализированная таблица, позволяющая определить затраты в зависимости от предыдущего класса и уровня КБМ. Но точные данные можно узнать только у страховщика при детальном рассмотрении.

Для использования таблицы устанавливается:

  • количество лет (подряд) оформления договора;
  • выявление числа аварийных ситуаций.

Изначально назначается коэффициент на уровне 1. Поэтому страховой платеж нужно вносить в полном объеме. Если за первый год не допускаются правонарушения, в дальнейшем предоставляется скидка. В случае ДТП показатель составляет 1,55. В среднем же затрат от предыдущего значения прибавляется порядка 10-30%.

Как производится новый расчет стоимости полиса

При первоначальном обращении устанавливается коэффициент 1, что равно 3 классу. Затем он возрастает, если не фиксируются нарушения. Чтобы понимать, на сколько увеличится страховка после ДТП по моей вине, стоит учесть ряд параметров. Среди них выделяют:

  • количество ранее произведенных выплат;
  • класс, присвоенный с начала страхования.

Для новичков рассмотрим вопрос, как после ДТП меняется стоимость ОСАГО. Если автовладелец начинающий, устанавливаются такие особенности:

  1. Отсутствие аварий. Это приводит к увеличению класса и меньшим расходам на полис. Затем КМБ составит 0,95, что дает скидку в 5%.
  2. Допущена одна аварийная ситуация. Цена вырастает сразу на 55%, а коэффициент составит 1,55.
  3. Фиксируется больше 2 нарушений. Клиент моментально переводится в класс М, в результате чего устанавливается КБМ 2,45. Это значит, что при последующем оформлении цена поднимется на 145%.

Внимание! Если имеются нарушения, нет смысла менять страховую компанию в надежде, что условия будут лучше. Для расчетов используется база с общим доступом, в которой хранятся сведения за всю историю оформления страховки. Поэтому нужно исправлять ситуацию идеальной ездой в последующие годы.


Если же водитель не является новичком и ранее имел хорошую историю, к нему относятся более лояльно. Для него только убирается действующая скидка. По этой причине он не сильно рискует при заключении последующего договора.

Через какое время после ДТП КБМ восстановится

Коэффициент является индивидуальным для каждого с уровнями от 1 до 13. Чем ниже класс, тем большая сумма вносится. Учитывается договор, действующий до оформления новой страховки.

Если наблюдался разрыв свыше 12 месяцев, происходит обнуление. Поэтому важно следить за данным параметром и своевременно делать страховку, чтобы полученные баллы не сгорали.

Важно помнить, сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. Он сохраняется в течение 12 месяцев на время срока договора. Но при этом у виновника аварийной ситуации нет возможности вернуться к предыдущему классу. Требуется не менее двух лет езды без нарушений, чтобы повышение прекратило действовать. Для точного определения значения можно воспользоваться специальным калькулятором.

В каком случае коэффициент не понизится

Если доказана виновность водителя, увеличения стоимости избежать практически не удастся. В дальнейшем ему нужно всегда соблюдать ПДД и не сталкиваться с аварийными ситуациями. Тогда можно надеяться на восстановление условий через несколько лет.

После ДТП ОСАГО не подорожает для пострадавших. Важно при этом своевременно предоставить соответствующие документы. Также может избежать изменения коэффициента владелец автомобиля, который не виноват в аварии. Для этого исключают из договора того, кто допустил нарушение. Единственный способ не увеличивать затраты на страховку — не провоцировать дорожно-транспортные происшествия.

Раньше можно было с легкостью оформить договор с новой страховой компанией без опасности увеличения размера оплаты. Конечно, это приводило к потере скопившихся скидок, но полис не превышал стандартной суммы. На сегодняшний день ведется общая база Российского союза автостраховщиков. Все соглашения оформляются на основе предоставляемых сведений.

Данные в нее поступают оперативно, после чего не могут изменяться. Не существует возможности быстро переоформить полис на более выгодных условиях, так как это может привести к неблагоприятным последствиям.

Совет! Не стоит предоставлять ложные данные, ведь можно столкнуться с отказом в оформлении полиса. При этом в базу вносятся пометки, что не лучшим образом отражается на дальнейших взаимодействиях с компаниями.

Если договор уже заключен по ложным сведениям, что выявляется в дальнейшем, данные действия расцениваются как мошенничество. Это служит причиной расторжения соглашения или оплатой ОСАГО по большей стоимости. В некоторых случаях это может приводить к передаче сведений в правоохранительные органы.

Мы выяснили, что на сколько после ДТП подорожает страховка зависит от индивидуальных данных водителя. Их можно уточнить, применяя специальную таблицу или обратившись к сотруднику своей компании. Предварительный расчет дает примерные параметры, а за точной стоимостью следует обращаться к базе РСА. Со временем цена ОСАГО снижается, но не сразу вернется к своему прежнему уровню.

Как меняется КБМ после аварии

Страхование автогражданской ответственности в Российской Федерации относится к обязательным процедурам. Каждый водитель желает выгодно оформить страховой полис. На окончательную стоимость документа ОСАГО оказывают влияние важнейшие факты: опыт водителя, стаж вождения без транспортных происшествий и количество ДТП в год. Приобретая опыт вождения машины, оформление страховки будет обходится несколько дешевле, так как класс страхования ежегодно без аварийной езды будет повышаться на одну ступень. Кроме этого на стоимость ощутимо влияет показатель КБМ.

Изменение КБМ после ДТП

Коэффициент бонус-малус – это один из основных показателей, определяющий стоимость обязательного страхования, который был введен в 2003 году. КБМ – это не постоянный показатель, он бывает повышенным и пониженным, однако есть множество нюансов. При попадании в дорожно-транспортное происшествие клиент может не только частично или полностью утратить накопленный КБМ ОСАГО, но и получить увеличение коэффициента с понижением класса страхования. В зависимости от того, по чьей вине произошла авария, – показатель может остаться неизменным.

Если водитель – потерпевший

При попадании в аварийную ситуацию на дороге существует риск потерять накопленные бонусы и полностью лишиться повышающего КБМ. Но если происшествие случилось не по вине водителя, то коэффициент останется прежним. В качестве доказательств в страховую компанию нужно предоставить соответствующий документ от сотрудников ГИБДД, подтверждающий данный факт.

Если водитель – виновник

Когда ДТП произошло в результате несоблюдения ПДД, при неосторожном вождении, нахождении за автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водитель рискует остаться без КБМ. Так как коэффициент будет аннулирован, то стоимость страхования будет значительно дороже.

В зависимости от типа и количества аварий

Учитывая серьезность аварии, страховщик может понизить класс страхования или совсем обнулить накопленную скидку, а при большом количестве происшествий при назначении повышающего КБМ стоимость полиса ОСАГО может вырасти.

В данном случае есть исключения, когда страховая организация не изменяет показатель:

  • страхование на прицеп;
  • ОСАГО оформлено менее чем на 12 месяцев;
  • если ТС является транзитным.

В остальных случаях коэффициент бонус-малус после аварий меняется.

Когда и на сколько может упасть КБМ

Для начинающих водителей повышение коэффициента после первого ДТП будет на 55% от исходной цены страховки. Если водитель с четырехлетним стажем безаварийной езды попал в аварию по своей вине, то он потеряет накопленный бонус в размере 15%. Оформляя новый страховой полис через год, гражданин сможет получить скидку всего лишь 5%.

Аналогично рассчитывается КБМ при обоюдной вине в ДТП. С точки зрения страховой компании данный факт воспринимается не в пользу водителя, поэтому при наличии накопленной скидки она будет аннулирована или уменьшена. К тем автомобилистам, которые не имели продолжительного опыта безаварийного управления, будет применяться коэффициент повышения.

В какие сроки обновляется база и фиксируется изменения КБМ

Не так давно была создана общая база с информацией о всех автомобилистах, страхованиях, транспортных происшествий. С 2017 года водители имеют возможность зарегистрировать личный кабинет КБМ по ОСАГО, где коэффициент рассчитывается 1 раз в год – 1 января. Ранее узнать скидку можно было при оформлении нового страхового полиса.

Срок повышения коэффициента

При ДТП по вине водителя вместо аннулирования происходит повышение КБМ ОСАГО, что в дальнейшем скажется на высокой стоимости оформления страхового полиса. Такое наказание для автомобилиста действительно в течение одного года. После истечения этого срока повышенный КБМ отменяется.

Как КБМ отражается на стоимости страхования

КБМ ежегодно подлежит перерасчету, где по итогу он может вырасти или уменьшиться. Если водитель в течение одного года безупречно водил автомобиль, не нарушая ПДД и не попадая в ДТП, он может рассчитывать на повышение класса страхования и при оформлении новой страховки применить скидку в размере 5%. Этот бонус накапливается в течение всего водительского стажа, поэтому окончательная скидка при отсутствии аварий может достигнуть максимального размера – 50% от стоимости ОСАГО.

Читайте также:  При обоюдном ДТП выплачивается ли страховка?

Такой способ приводит к тому, что большинство автомобилистов не обращаются в страховые организации за возмещением нанесенного вреда при небольших и несерьезных авариях, что позволяет сохранить собственный имидж в глазах страховщика и накопить более высокую скидку. В этом случае виновник оплачивает причиненный вред в виде незначительной суммы без присутствия автоинспекторов и фиксации произошедшей ситуации представителями страховой компании.

Что можно сделать, чтобы восстановить скидку после аварии

В прошлом автомобилисты шли хитрым путем и для избежания повышения коэффициента бонуса-малуса меняли страховую компанию. Однако сейчас такой способ не сработает. В 2012 году была разработана единая база Российского союза автостраховщиков (РСА), куда вносятся все сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в частности об их участниках. Таким образом, избежать повышения после ДТП не удастся даже при смене страховой организации.

Восстановить КБМ можно одним способ – управлять транспортным средством без происшествий в течение продолжительного времени. Для восстановления скидки автовладелец должен обратиться в свою страховую организацию, РСА или Центральный банк. Существуют частные компании, которые ведут деятельность по восстановлению коэффициента бонуса-малуса.

Заключение

Таким образом, накопительная система скидок “заставляет” водителей не обращаться в страховую организацию при незначительных дорожных происшествиях, где нанесенный ущерб равен в небольшой сумме. В дальнейшем при отсутствии аварий в базе РАС автовладелец сможет получить скидку в размере 50% на оформление страхового полиса.

Как изменяется КБМ после ДТП

Стать полноправным участником дорожного движения автомобилист может, оформив обязательную автостраховку. Такие требования утверждены действующим законодательством. Поэтому избежать покупки полиса невозможно, однако каждому автолюбителю под силу существенно уменьшить его стоимость.

Подобную возможность получает аккуратный и ответственный водитель, не допускающий изменения КБМ после ДТП.

Таблица КБМ

В том, что стоимость автостраховки может изменяться, никакого секрета нет. На его цену значительное влияние оказывает переменный коэффициент бонус-малус (КБМ), размер которого напрямую зависит от профессионализма водителя. Именно на этот коэффициент страховщики старательно умножают базовый тариф, чтобы определить сумму страховки.

Если в предыдущий страховой период автолюбитель не стал участником дорожно-транспортных происшествий, значение КБМ уменьшается, обеспечивая ему на следующий год соответствующую скидку. Если же избежать аварии не удалось, автомобилист должен быть готов к тому, что возросшее значение коэффициента ударит по его карману.

Чтобы понять, на сколько повышается или понижается показатель бонус-малус, водителю необязательно обращаться к страховщику. Он может узнать эту информацию самостоятельно. Для этого достаточно разобраться в специальной таблице, определяющей зависимость:

  • КБМ от присвоенного класса;
  • класса от количества допущенных в страховом периоде аварий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться таблицей непросто. На самом деле, это не так:

  1. Первый столбец обозначает уровень водительского мастерства, присвоенный страхователю на момент покупки нового полиса. Для новичка класс будет третьим.
  2. Второй столбец указывает на значение коэффициента, определяющего скидку или надбавку к стоимости страховки.
  3. Последний столбец, подразделенный на четыре составляющие, содержит информацию о том, как в динамике повышается или понижается класс в зависимости от наличия или отсутствия аварий в течение страхового периода.

Изменения после каждого ДТП

Чтобы предварительно рассчитать стоимость нового полиса, автомобилисту нужно определить размер коэффициента. Из данных таблицы видно, что значение бонус-малус формируется на основании следующих факторов:

  • обозначенный на начало страхового периода уровень водительского мастерства;
  • число аварий за предыдущий страховой период;
  • количество страховых лет.

Коэффициент бонус-малус является основным показателем, способным вызвать изменение стоимости полиса ОСАГО. Определяемая им скидка или надбавка напрямую зависит от наличия в водительском стаже страхователя дорожно-транспортных инцидентов.

Если автомобилист относится к категории новичков и впервые покупает страховку, ему присваивается 3 класс. В этом случае размер КБМ равен 1. То есть он не способен изменить цену ОСАГО ни в большую, ни в меньшую сторону. На этом этапе страховщик наделяет неопытного автомобилиста определенным кредитом доверия. Дальнейшая водительская история покажет, насколько это доверие оправдалось. С годами класс может либо повышаться, удешевляя стоимость страховки, либо уменьшаться, делая ОСАГО дороже.

Неопытному автолюбителю, только постигающему водительское мастерство, следует знать, как изменится КБМ в зависимости от аккуратности его поведения на дороге:

  1. Если новичок сможет проездить первый год без ДТП, классность его мастерства повысится на единицу и вырастет с 3-го до 4-го. Это означает, что значение КБМ снижается с 1 до 0,95, обеспечивая автовладельцу 5% скидки на стоимость ОСАГО.
  2. Если неопытному водителю не повезло, и он спровоцировал аварию, его класс будет автоматически понижен с 3-го до 1-го. Одновременно с этим размер КБМ увеличивается, достигая значения в 1,55. Это означает, что водителя ждет повышение стоимости полиса на 55%.
  3. Если дело не ограничилось одной аварией, и новичок стал участником двух или более ДТП, его класс опустится до значения М, означающий минимум доверия к нему со стороны страховщика. Переменный коэффициент в этом случае повысится до максимально возможного значения в 2,45. И при покупке полиса на следующий год неосторожному автомобилисту предстоит заплатить 145% от цены первоначального полиса.

Несколько иначе обстоит дело, если страховщик сотрудничает с водителем, имеющим внушительный стаж безаварийной езды, поскольку от аварии не застрахован ни один участник движения, и даже опытный автолюбитель может попасть в дорожный инцидент.

Но, в отличие от новичка, страховщик не будет к нему чрезмерно суров. Классовый показатель водителя, конечно, будет понижен, но заработанная ранее скидка обнуляться не будет. Она лишь уменьшится до определенного значения.

Например, за семь лет безукоризненной езды автомобилист заработал 10 класс, но не смог избежать неприятности на дороге и попал в аварию. На следующий страховой период его водительский уровень будет понижен с 10-го до 6-го. При этом значение коэффициента повысится с 0,65 до 0,85. То есть, в следующем году автолюбитель будет иметь:

  • вместо 11 класса, который бы он получил, если бы не стал участником ДТП, всего лишь 6-й;
  • вместо 40% скидки, на которую мог бы рассчитывать при 11 классе, только 15%, соответствующие 6-му.

Ранее автолюбители, не желавшие зарабатывать безаварийный стаж, просто переходили из года в год от одного страховщика к другому. Каждый раз при страховании им присваивался 3-й нейтральный уровень. Но с 2013 года все данные о страховых выплатах по дорожным инцидентам заносятся в единую базу РСА, поэтому смена страховщика уже не поможет водителю сэкономить деньги при покупке полиса.

Но, как и из любого правила, из порядка изменения КБМ тоже бывают исключения. Существуют ситуации, когда коэффициент не меняется при возникновении ДТП, если:

  • полис оформлен на автомобильный прицеп;
  • страховка оформлена на автомобиль, следующий транзитом;
  • период действия ОСАГО составляет менее года;
  • ОСАГО оформлено на автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве, а на территории России используемый в режиме временного ввоза.

Через какое время можно восстановить коэффициент

Столкнувшись с финансовыми последствиями неосторожной езды, автомобилисты стремятся узнать, как им действовать дальше, чтобы восстановить показатель бонус-малус. Согласно законодательству, значение коэффициента пересматривается страховщиками один раз в год при покупке нового полиса.

Однако автолюбителям следует помнить, что новая страховка не может обнулить результаты, заработанные в предыдущем страховом периоде. Если автолюбитель допустил столкновение, коэффициент уже не будет равен 3-м для новичка, и не останется на прежнем уровне для более опытного водителя. Чтобы восстановить потерянное значение КБМ водителю предстоит несколько лет ездить без аварий или, в случае мелких ДТП, не обращаться к страховщику за компенсационной выплатой.

Рассчитать количество лет, необходимых для того, чтобы вернуть заработанную ранее скидку, автомобилист может самостоятельно. Для расчета нужно лишь учесть, что за год безаварийной езды класс повышается на единицу.

Если не вы являетесь виновником аварии

Многие автомобилисты считают, что любое дорожно-транспортное происшествие грозит им понижением уровня водительского мастерства и потерей скидки на ОСАГО. Но это мнение ошибочно. Не все инциденты приводят к повышению стоимости полиса. Класс не будет понижен для того водителя, который по факту оказался не виноват в происшествии.

Поскольку компенсационные выплаты производит страховщик ответственной за аварию стороны, второму участнику инцидента беспокоиться не приходится. Его страховщик выплат не производит, значит, и основания для понижения класса своему клиенту у него нет. Распрощаться со скидкой в этом случае предстоит тому, кто, согласно официальным документам, был виновен в столкновении.

Коэффициент бонус-малус на сегодняшний день является достаточно эффективным инструментом в борьбе за безопасность на дорогах. Никто из водителей не желает переплачивать за полис автострахования из-за мелкой аварии. Но сохранить собственные финансы они могут, лишь соблюдая правила движения. Только в случае безаварийной езды их водительский класс будет неуклонно повышаться, а КБМ стремительно понижаться, радуя приятной скидкой на следующий страховой год.

Ссылка на основную публикацию