Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП - Автомобильный портал

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Уголовное дело по признакам ч.2 ст. 264 УК РФ возбуждается либо по факту ДТП, либо в отношении конкретного лица, в зависимости от обстоятельств произошедшего и с учетом последствий, предусмотренных диспозицией данной статьи. Например, чаще своего при наезде на пешехода, уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица (водителя), при столкновении транспортных средств, трудно без заключения эксперта определить виновного в случившемся, и, соответственно дело возбуждается по факту ДТП.

В действительности, механизм этого вида происшествий настолько неочевиден и сложен, что в начале расследования не представляется возможным высказать мнение о наличии или отсутствии в действиях водителя преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это удается сделать позднее, как правило, на следующем этапе расследования, когда будут собраны и проанализированы все сведения о процессах, которые не поддаются непосредственному восприятию и оценке. Какова, например, была скорость транспортного средства, если обнаружены следы торможения транспортного средства определенной длины, можно сделать вывод, только используя помощь специалиста-автотехника.

Производство предварительного расследования по ДТП данной категории проводится в форме предварительного следствия, в виду причинения тяжкого вреда здоровью (в том числе смерти), высокой общественной значимости и значительной сложности расследования.

Уголовное дело по факту произошедшего ДТП возбуждается следователем по материалам, поступившим из органов ГИБДД или непосредственно после осмотра места происшествия, если в результате дорожно-транспортного происшествия наступила смерть.

Особенности возбуждения уголовного дела по делам данной категории заключаются в проблемах, связанных с их расследованием. Так, при расследовании, следователь может столкнуться со следующими проблемами:

1. Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что дорога должна быть быстро освобождена от транспортных средств. К тому же, следы на проезжей части уничтожаются либо проходящим транспортом, (раскатываются по проезжей части осколки стекла или других отделившихся от транспортных средств деталей, закатываются следы торможения (скольжения) или следы отделившегося грунта), либо, в результате атмосферных воздействий, а в некоторых случаях лицами, находящимися на месте ДТП (при оказании помощи пострадавшим, транспортные средства могут быть сдвинуты с первоначального положения) и т.д.

Поэтому любой сотрудник, прибывший первым на место происшествия, обязан незамедлительно принять все меры для сохранения обстановки или полного и четкого ее фиксирования процессуальными средствами. На практике же, к приезду следственно-оперативной группы, она нередко оказывается существенно измененной и, наряду с фиксированием, приходится заниматься ее восстановлением.

Например, сотрудники ГИБДД, оказавшиеся на месте ДТП на 37 километре трассы Барнаул-Рубцовск, не предприняли должных мер к охране следов, поэтому, ко времени осмотра, проведенного спустя 1,5 часа, многие следы были утрачены. В итоге место столкновения двух транспортных средств не было установлено. Это вызвало обоснованные жалобы родственников погибшего Бунина. Принимаемые следователем решения регулярно отменяются прокурором. Уголовное дело по факту гибели Бунина расследуется более 2 летСм.: Уголовное дело 77017..

2. Предварительная проверка по делам о ДТП, повлекшим причинение тяжкого вреда здоровью, проводится сотрудниками ГИБДД, низкий профессионализм которых нередко может привести к утрате или не отражению в материалах проверки необходимой для дальнейшего возбуждения следователем уголовного дела информации.

3. Самой же главной особенностью и основной проблемой является то, что нередко, для выяснения точной картины дорожно-транспортного происшествия и правильной квалификации случившегося, требуется проведение экспертиз. И если судебно-медицинская экспертиза трупа проводится в рамках срока предварительной проверки, то, например, производство автотехнической экспертизы (и других) требует значительного времени, а без ее производства невозможно установить кто прав и кто виноват в случившемся. Таким образом, дела часто «забрасываются в стол» и расследование по делу приостанавливается и возобновляется только с получением результатов экспертизСм.: А.И. Свинцов. «Из опыта работы следственно-оперативной группы по ДТП» / Информационный Бюллетень СК МВД России, №4(81), 1994 г..

При нормальном ходе расследования материалы, поступившие из ГИБДД по факту ДТП, должны содержать:

ь протокол осмотра места происшествия со всеми приложениями (схемы, фототаблицы, кассеты с видеозаписью и т.д.);

ь рапорт сотрудника, обнаружившего происшествие и принимавшего участие в осмотре;

ь объяснения участников ДТП, свидетелей;

ь справка о ДТП и его характере;

ь телефонограммы из лечебных учреждений с указанием диагноза;

ь акт медицинского освидетельствования.

На первоначальном этапе расследования водитель обычно допрашивается в качестве свидетеля. Его процессуальное положение (свидетель, потерпевший) определяется, как правило, позднее.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела обычно имеется типичная информация о дорожно-транспортном происшествии, которая включает в себя сведения о следах, обстановке места происшествия, транспортном средстве и водителе. Эта информация содержится в первичных документах, составленных в связи с осмотром места происшествия: протоколе осмотра места происшествия; рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия; справке, составленной сотрудником ГИБДД, выезжавшим на место происшествия самостоятельно или вместе со следователем; акте медицинского освидетельствования водителя, для определения состояния опьянения.

В протоколе осмотра содержится информация, позволяющая решить вопрос о скорости транспортных средств, направлении и характере движения, месте столкновения (наезда), неисправности отдельных систем транспортного средства и образовавшихся на нем следах, а также о месте дорожно-транспортного происшествия.

Пострадавшие при дорожно-транспортных происшествиях направляются в лечебные учреждения, откуда в территориальное подразделение ГИБДД направляются телефонограммы с указанием предварительного диагноза, что позволяет принять обоснованное решение о возбуждении дела.

В рапорте сотрудника милиции, первым прибывшим на место происшествия, и справке о дорожно-транспортном происшествии, содержатся сведения о водителе, транспортном средстве, потерпевшем, свидетелях. Поскольку эти документы составляются на основе анализа информации, полученной непосредственно при изучении места происшествия и бесед с водителем, потерпевшим, свидетелями, то они содержат ценную информацию о времени происшествия, освещенности, видимости, состоянии погоды и проезжей части. Естественно, такие сведения должны быть проверены в процессе расследования.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, важно определить, не находился ли водитель в момент совершения происшествия в состоянии алкогольного опьянения? По общему правилу все водители — участники дорожно-транспортного происшествия, при котором наступили уголовно-правовые последствия (имеются пострадавшие или погибшие), подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения (алкогольного или наркотического).

Нередко освидетельствование водителя для определения состояния алкогольного опьянения проводится с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости». Освидетельствование с применением индикаторной трубки проводится в присутствии двух граждан, и по его результатам составляется протокол освидетельствования водителя с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» установленной формы, который подписывают участники освидетельствования.

Для проведения медицинского освидетельствования водитель, не позднее двух часов с момента дорожно-транспортного происшествия, должен быть доставлен в медицинское учреждение, в котором, на основании письменного направления органа внутренних, дел осуществляется освидетельствование.

Медицинское освидетельствование проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в передвижных автолабораториях или в определенных органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях врачами (психиатром, психиатром-наркологом, невропатологом), а также специально подготовленными медицинскими работниками других специальностей.

По результатам медицинского освидетельствования составляется акт в двух экземплярах, один экземпляр которого передается работнику органов внутренних дел, доставившему водителя, а другой хранится в медицинском учреждении.

Другой путь установления состояния опьянения — назначение судебно-медицинской экспертизы после возбуждения уголовного дела. В этих целях она назначается в случае смерти водителя или причинения ему в результате дорожно-транспортного происшествия тяжких телесных повреждений, по поводу которых он направляется для оказания медицинской помощи в лечебное учреждение. Вывод об опьянении делается по наличию в крови, моче или слюне алкоголя.

Если водитель с места происшествия скрылся, и подвергнуть его медицинскому освидетельствованию не представляется возможным, факт нахождения водителя в состоянии опьянения может быть установлен путем допроса свидетелей об обстоятельствах употребления им спиртных напитковСм.: С.В. Горяев «Тщательное исследование обстоятельств ДТП обеспечило правильную квалификацию тяжкого преступления». Информационный Бюллетень СК МВД России, № 4 (93), 1997 г. .

Таким образом, как видно из вышесказанного, возбуждение уголовного дела по ДТП имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов преступлений.

Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия – всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

криминалистическая характеристика дтп.docx

Введение 3

Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7

Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20

а) Возбуждение уголовного дела 20

б) Типичные следственные ситуации 23

Глава 3. Тактика следственных действий 28

а) Первоначальные следственные действия 28

б) Последующие следственные действия.

Судебные экспертизы по делу ДТП 39

в) Предъявления обвинения 51

Заключение 54

Список использованной литературы 57

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием спроса на услуги автомобильного транспорта, который сегодня является наиболее востребованным и динамично развивающимся из всех видов транспорта. На его долю приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта, одновременно существенно увеличился объем осуществляемых им пассажирских перевозок1.

Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.

Критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения усугубляется тенденцией к дальнейшему ухудшению, которая определяется:

– высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно- транспортных происшествий. В ближайшее пятилетие прогнозируется возможность роста числа погибших до 38 – 40 тыс. чел. и количества дорожно- транспортных происшествий (далее – ДТП) свыше 212 тыс. случаев;

– высокой долей среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет), которая за 5-летие может превысить 30%;

– продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в городах;

– низким уровнем безопасности перевозок на пассажирском автотранспорте2.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия – всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще только имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Качественное расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения.

В Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» отмечается: «Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. За последние 11 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек»3.

Таким образом, значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, неслучайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.

Читайте также:  ДТП порядок действий со страховой

Данные статистики и судебной практики показали, что в России, ежегодно совершается от 15 до 21 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибают и получают ранения более 200 тыс. человек4.

Вышесказанное обусловливает необходимость формулирования новых приемов, методов и средств раскрытия и расследования преступлений, нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Практика показывает, что криминалистические методы, применяемые в следственной и оперативно-розыскной деятельности, часто оказываются недостаточно эффективными.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей криминалистической методики расследования ДТП. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  • Определить и рассмотреть элементы криминалистической характеристики ДТП;
  • Рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП;
  • Рассмотреть следственные ситуации;
  • Рассмотреть тактику следственных действий;
  • Рассмотреть первоначальные следственные действия;
  • Рассмотреть судебные экспертизы по делу ДТП;
  • Рассмотреть последующие следственные действия;

Объектом дипломной работы является механизм ДТП, а также деятельность правохранительных органов.

Предметом – особенности расследования ДТП.

В дипломной работе нами использовались следующие методы: статистический, социологический, наблюдение, описание, сравнение и гипотеза.

Теоретическую основу работы составляют научные исследования в области криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и т.д.

Нормативную базу составляют Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д. Выводы и предложения в работе основаны на современных законодательных и подзаконных актах.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников использованных при подготовки работы.

Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП.

Основными элементами криминалистической характеристики ДТП являются: способы совершения ДТП; характеристика личности водителя виновного в совершении преступления; обстановка ДТП.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения5.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель—автомобиль—дорога— окружающая среда»6.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 15.11. 95 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб 7. В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб 8.

Указанные определения позволяют выделить основные признаки ДТП, отличающие его от других происшествий:

1) ДТП возможно только при участии ТС;

2) в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;

3) возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушении нормативов по обеспечению БДД и правил эксплуатации транспорта;

4) ДТП всегда имеет вредные последствия.

Под участием ТС в процессе дорожного движения как необходимом условии ДТП имеется в виду выполнение им транспортной работы, т.е. перемещение его самого, перевозка груза, пассажиров по улицам, автомобильным дорогам и другим местам9.

Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием. Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям10.

В криминалистике ДТП традиционно классифицируются на: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел11.

Столкновение транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях – их семь:

    • заднее столкновение – столкновение с задней частью остановившегося автомобиля, его разновидности;
    • встречное столкновение – автомобили следуют точно навстречу и ударяются передними частями;
    • угловое столкновение – удар одного автомобиля в угол другого, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет 15 см;
    • боковое столкновение – столкновение автомобилей боковыми сторонами, длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;
    • перекрестное столкновение – автомобили сталкиваются под прямым углом;
    • столкновение нескольких транспортных средств;
    • столкновение автотягачей с прицепом и полуприцепом12.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого – передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек-автомобиль-дорога- среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процесса. Поэтому без использования современных судебно-автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений»13.

Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование. … При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого-либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы»14.

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении – выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Бесплатная консультация автоюриста по телефону:

Москва и МО : +7 499 577-00-25 (добавочный номер 635)

Петербург и ЛО: +7 812 425-66-30 (добавочный номер 635)

Фед. номер: 8 800 350-84-13 (добавочный номер 635)

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Очень часто, в процессе юридических разбирательств по фактам автодорожных аварий, заинтересованные граждане обращаются к адвокатам и юристам для того, чтобы обжаловать такое решение, как отказ следователя в возбуждении уголовного дела по ст. 264 УК РФ.

Неискушенные в юридических премудростях граждане, узнав, что по факту аварии, в которой пострадали или, не дай бог, погибли близкие им люди, отказано в возбуждении уголовного дела, начинают паниковать. Особенно граждан смущают формулировки отказа в возбуждении уголовного дела – «в связи с отсутствием события или состава преступления». Ведь, для несведующих в юриспруденции людей такие выводы звучат примерно следующим образом: «в аварии никто не виноват, разбираться дальше не будем, всем спасибо, все свободны…».

Но, на самом деле не все так однозначно.

В этой статье мы расскажем вам, что такое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП, что означает вынесение такого решения, по каким причинам оно может выноситься неоднократно и почему в ожидании итогового результата нужно запастись терпением.

Расследование любого ДТП, в котором имеются пострадавшие или погибшие, начинается с выезда следователя на место происшествия, где делается первоначальный осмотр, отбираются объяснения у участников аварии и очевидцев, составляются схемы, изымаются автомобили, проводится освидетельствование участников ДТП на состояние а/о, изымаются следы и предметы, имеющие значение для установления обстоятельств аварии и т.п. Затем, уже в кабинетной обстановке, назначаются экспертизы, определяется необходимость проведения следственных экспериментов и т.д. На этом первичная стадия проверки, как правило, заканчивается.

Далее идет следующий, более длительный этап разбирательства – ожидание результатов назначенных экспертиз, проведение необходимых следственных экспериментов.

Основная задача следователя на этом этапе – получить ответ на главный вопрос любого расследования дорожно-транспортного происшествия – кто из его участников нарушил ПДД и состоит ли это нарушение в причинной связи с наступившими последствиями. От времени получения ответа на этот вопрос, по большому счету и зависит, как скоро будет возбуждено уголовное дело и будет ли оно возбуждено вообще. И вот на этом этапе, как правило, начинаются процессуальные пробуксовки с вынесением по фактам ДТП постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Эти пробуксовки, в большинстве случаев связаны с длительностью ожидания следователем результатов автотехнических экспертиз , которые проводятся в специализированных экспертных учреждениях. Учреждения эти, обычно, завалены работой под самую завязку. Количество экспертиз, которые находятся в производстве у эксперта, могут исчисляться сотнями. Такой режим работы неизбежно приводит к длительным очередям на производство экспертизы. Зачастую, от даты ее назначения до фактического проведения, могут пройти многие месяцы. Иногда для назначения экспертизы нужно получить исходные данные, которые требуют проведения следственного эксперимента в точно таких же погодно-дорожных условиях, которые имелись на момент аварии. Например, если ДТП случилось в темное время суток во время сильного дождя, следователь должен будет терпеливо ждать возможности, когда погода предоставит ему шанс провести такой эксперимент. Как вы понимаете, это ожидание также может затянуться на многие месяцы.

В течение всего этого времени следователь фактически бездействует, ожидая выводов эксперта. При этом, конструкция действующего законодательства такова, что следователь обязан принять процессуальное решение по материалу в определенные сроки. А поскольку, результатов экспертизы еще нет, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с УПК РФ, это решение проверяется на предмет его законности прокурором, который изучает поступивший к нему материал и, видя, что он не доведен до логического конца, отменяет постановление следователя. Следователь получает отмененный прокурором «отказной» и….через 10 дней выносит точно такое же решение об отказе. Затем он снова направляет материал прокурору, ну, а дальше вы уже знаете…

Читайте также:  Как узнать сведения о ДТП?

К сожалению, в России практика в обозначенной части такова, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту ДТП могут выноситься многократно (десятки раз) и столько же раз отменяться. Со стороны такой юридический футбол выглядит довольно абсурдно. Материалы проверок о ДТП, наполовину состоящие из формальных отказных и постановлений об их отмене – это реалии современной российской правоохранительной системы. Следователь штампует бесконечные отказные, меняя только даты их вынесения, а начальник СО или прокурор точно так же отменяет их. Происходит это, как правило, до тех пор, пока следствие не соберет по делу все необходимые доказательства, на основании которых можно будет делать выводы о виновности того или иного участника аварии. А «главное» из этих доказательств, как мы уже говорили – автотехническая экспертиза. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев длительное ожидание возбуждения уголовного дела связано именно с очередями на проведения экспертиз.

Впрочем, из этого «правила» бывают и исключения. Например, когда случаются крупные, резонансные ДТП с большим количеством погибших. В таких случаях уголовные дела, как правило, возбуждаются молниеносно, т.к. многократные отказные и волокита могут быть неправильно поняты вышестоящим руководством, которое в таких вопросах чутко ориентируется на общественный резонанс и внимание прессы.

Однако же, значительное количество, если не большинство, возбужденных и доведенных до обвинительного приговора рядовых уголовных дел по ст. 264 УК РФ, в начале своего «юридического пути» прошли через стадию «отказного». Сломать практику бесконечных отказных очень сложно, даже, практически невозможно, поскольку она обусловлена особенностями действующего уголовно-процессуального законодательства. Формально, следователь, до получения достаточных данных, указывающих на признаки преступления, не обязан возбуждать уголовное дело только лишь «по факту» самого ДТП и поэтому он может выносить по одному и тому же материалу десятки «отказных», до тех пор, пока не получит на руки заветное заключение автотехнической экспертизы.

Как нам представляется, разорвать этот полузамкнутый круг можно, лишь, возбуждая уголовные дела о ДТП со смертельным исходом и неочевидным виновником, по факту аварии, без ожидания результатов экспертиз. Исключением из этого правила, как нам кажется, могут быть лишь аварии, в которых погиб сам очевидный виновник ДТП (например, водитель уснул за рулем и врезался в дерево и т.п.). В остальных случаях уголовные дела можно и нужно возбуждать незамедлительно, поскольку, рано или поздно, по очень большому числу смертельных ДТП, они равно будут возбуждены. Так к чему же плодить ненужную макулатуру и испытывать нервную систему родственников пострадавших, у которых после многократных безуспешных попыток добиться возбуждения дела, возникает ощущение, что они пытаются прошибить головой бетонную стену!

Казалось бы, здравый смысл озвученного очевиден для всех.

Но здесь, к сожалению, в игру вступают другие, скрытые от непосвященных людей механизмы отечественной правоохранительной системы. Например, ведомственная статистика, которая, по факту, сегодня является главным мотиватором в работе следователя, несмотря на задекларированный отказ МВД от «палочной системы». Если вы еще не догадались, о чем идет речь, поясним на примере уголовных дел о ДТП.

В системе МВД, которое занимается расследованием абсолютного большинства дел о ДТП, такой показатель, как прекращение уголовного дела на стадии его расследования, является весьма негативным.

Соответственно, если по всем фактам ДТП со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью, будут сразу же возбуждаться уголовные дела, то это может сильно подпортить следственную статистику, т.к. определенная часть этих дел, после проведения всех необходимых экспертиз, будет прекращаться по тем или иным причинам. Например, в связи с гибелью виновника аварии. Сейчас эти потенциальные «прекращенки» отсеиваются еще на стадии проверки, завершаясь отказом в возбуждении уголовного дела. Казалось бы, с точки зрения здравого смысла – какая разница системе, чем в итоге завершится разбирательство ДТП, в случае, если выяснится, что состава преступления нет – отказом в возбуждении уголовного дела или прекращением уже возбужденного дела? Вопрос без ответа…

Впрочем, вопросы формирования и оценки статистических показателей в системе МВД – это предмет для большой отдельной дискуссии. И возможно, мы об этом еще как-нибудь поговорим…

К слову, сравнительно недавно, определенный здравый шаг в направлении решения обозначенной проблемы был сделан, когда в УПК РФ внесли изменения, позволяющие использовать результаты доследственных проверок в доказывании вины. До этого, следователь не имел права использовать заключения экспертиз, полученных до возбуждения уголовного дела и затем, в ходе расследования был вынужден назначать и проводить все экспертизы по второму кругу. Выглядело это, надо сказать, довольно абсурдно.

Подводя итог сказанному, хотим дать вам следующий совет: если следователь по факту ДТП вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – не паникуйте. Это далеко не во всех случаях означает, что в разбирательстве по факту аварии поставлена точка. Действуйте спокойно и прагматично. Изучайте вынесенные следователем решения и если вы с ними не согласны – обжалуйте в установленном законом порядке. И хотя уголовно-процессуальный закон не ограничивает срок обжалования процессуальных решений следователя, тем не менее, не пускайте процесс на самотек и не откладывайте обжалование в долгий ящик. Если видите, что волокита и бездействие следователя переходят разумные границы – не стесняйтесь поторопить его путем написания жалобы, дабы не увеличивать шансы виновника ДТП на избежание уголовной ответственности по сроку давности.

Помните – рано или поздно, собрав все необходимые доказательства, следователь обязан будет принять окончательное решение. И уже тогда, проконсультировавшись с хорошим автоюристом, вы должны будете решить – соглашаться с этим решением или отстаивать свою позицию до конца.

Добиться отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением уголовного дела – задача не из легких, а потому рекомендуем вам в этом деле воспользоваться помощью опытных юристов.

Уголовное дело по ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью: статья, наказание

Уголовное дело по ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью может быть заведено, если травмы, полученные в аварии, привели к утрате возможности нормально функционировать либо был зафиксирован летальный исход. В этом случае виновнику может грозить ответственность в виде реального лишения свободы. К тому же не исключается наложение других санкций – штрафного взыскания и принудительной компенсации ущерба, нанесенного пострадавшему лицу.

Когда виновного в ДТП привлекают к уголовной ответственности

Дорожное происшествие может привести к всеразличным последствиям. Обычно в результате страдает имущество – транспортные средства, реже, другие объекты, например, столбы, изгороди и прочее. В самом же худшем случае травмы получают люди. Причем не обязательно водители или пассажиры. Увечья могут быть нанесены и пешеходам.

Каждый из перечисленных вариантов так или иначе карается какими-либо санкциями. В любом случае виновнику потребуется оплатить штрафное взыскание. Если же имеет место нанесение вреда непосредственно здоровью участников аварийного случая либо третьим лицам, вероятнее всего, пойдет речь об уголовной ответственности.

Однако если у пострадавших в аварии зафиксированы небольшие повреждения, например, небольшое сотрясение мозга, то вред относят к легкой степени. Более серьезные травмы классифицируются как ущерб средней тяжести. В этом случае мерами наказания выступят санкции административного характера.

Если же имеют место серьезные увечья, требующие длительного лечения, либо итогом ДТП стал смертельный исход, на виновника аварийного случая заведут уголовное дело. Здесь степень вреда приравнивается к тяжким повреждениям, что однозначно влечет за собой ответственность, предписанную нормами Уголовного Кодекса РФ.

Вдобавок пострадавший человек обладает правом требования компенсации ущерба, как за имущественные повреждения автотранспортного средства, так и при фиксации у потерпевшего травм. Виновник же обязан возместить все затраты, направленные на устранение последствий, которые наступили в результате его безалаберности.

Что понимают под тяжким вредом

Прежде чем завести уголовное дело по ДТП на основании причинения ущерба в виде тяжких повреждений, потребуется трактовать степень вреда, полученного в дорожной аварии. Если травмы не будут признаны достаточно серьезными, последует только административное наказание.

В широком смысле тяжелая степень вреда подразумевает наличие повреждений, которые создают угрозу для жизни человека и требуют длительного лечения с оформлением листа нетрудоспособности. В крайних случаях могут понадобиться операции, а также прочие мероприятия, направленные на восстановление и последующую реабилитацию пострадавшего человека.

Если рассматривать чуть подробнее, то к повреждениям тяжкой категории обычно относят такие виды травм:

  • обезображивание лица в частичном либо полном объеме, не подлежащее при этом восстановлению;
  • полная потеря способности слышать либо видеть;
  • утрата какого-либо органа либо его части;
  • возникновение дефектов речи либо полная потеря возможности говорить;
  • внутричерепные травмы;
  • повреждения внутренних органов;
  • ранения таза, грудины, живота, классифицированные как проникающие;
  • кровопотеря в большом объеме;
  • переломы в множественном числе;
  • повреждения позвоночника;
  • сильные ожоги;
  • прекращение беременности вследствие травм, полученных при ДТП;
  • состояние, трактуемое как шок 3 либо 4 категории;
  • психические расстройства.

При этом увечья, характеризуемые как тяжелые, могут нанести вред, не подлежащий окончательному устранению. Проще говоря, потерпевший не оправится от полученных травм, вследствие чего утратит возможность трудиться и в целом нормально жить.

Летальный исход также классифицируется как тяжкий вред, точнее, выступает самым крайним случаем, являющим собой итог дорожного происшествия. Однако, чтобы доказать факт наличия связи между смертью и повреждениями, что были получены в аварии, потребуется мнение квалифицированных экспертов.

Установление степени полученного вреда

​Установить степень повреждений и травм, полученных в результате столкновения автотранспортных средств, а также оценить общие физические показатели пострадавших, может только специалист в процессе медико-судебной экспертизы. Допускается привлечение и сторонних специалистов.

Прежде всего, специалисты выявляют, какие именно повреждения были получены пострадавшим и сопоставляют сведения с указанным выше списком травм. Далее, выясняется, насколько серьезен вред и определяется степень утраты трудоспособности. В частности, ее стойкость (более чем на 30%), а также составляется характеристика возможности продолжать профессиональную деятельность в будущем.

В любом случае процедура освидетельствования включает всесторонний осмотр человека, изучение амбулаторной карты на предмет присутствия каких-либо заболеваний еще до момента столкновения и прочие моменты. При учете всех факторов выносится заключение, на основании которого суд предоставляет итоговое решение относительно наказания для виновного водителя.

Варианты наказаний

Наказание может быть следующим:

  1. Причинение вреда в виде повреждений и травм, классифицируемое как ущерб по неосторожности, повлечет одно из наказаний: арест на 6 месяцев максимум; ограничение свободы не более чем на 3 года; утрата свободы на 2 года, но не больше.
  2. Если гражданин пребывал в состоянии опьянения любого типа и спровоцировал ДТП, в итоге чего людям был нанесен тяжкий вред, вид наказания может быть таким: принудительная работа на протяжении 3 лет; фактическое лишение свободы на 4 года максимум.
  3. Если результатом ДТП стал летальный исход, однако таковой был классифицирован как смерть по неосторожности одного человека, виновника обяжут выполнять принудительные работы в течение минимум 4 лет. Либо наказанием станет утрата свободы на 5 лет, но не больше.
  4. Смерть одного человека вследствие ДТП, допущенного водителем в состоянии опьянения, наказывается полным лишением свободы на срок 2-7 лет.
  5. Если погибли 2 человека и более, виновному автолюбителю потребуется осуществлять принудительную деятельность в течение 5 лет максимум либо таковой утратит свободу на 7 лет, но не более указанного срока.
  6. Смерть двух и более лиц по вине пьяного водителя карается тюремным заключением на 4-9 лет.
Читайте также:  Отсутствие ОСАГО при ДТП у потерпевшего

Дополнительной санкцией может выступить запрет на занятие отдельными видами деятельности на трехлетний период, но не более. А также у автовладельца будут изъяты его водительские права.

Уголовное дело при дорожном происшествии открывается, если имеет место факт телесных повреждений, классифицированных как тяжкие, либо если зафиксирован смертельный исход. Однако итоговое решение суда, касающееся типа наказания, зависит от факторов, как способствующих смягчению вины, так и, наоборот, отягчающих таковую. При этом если факт нарушения подтвердится, санкцией может стать арест, ограничение либо реальное лишение свободы.

Возбуждение уголовного дела по делам о дтп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Возбуждение уголовного дела по делам о дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во-вторых, указанные статьи УК РФ являются техническими, поэтому при расследовании данной категории уголовных дел требуется наличие специальных познаний, а, следовательно, проведение технических экспертиз, нередко нескольких.

Если достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то заключается письменное соглашение о добровольном возмещении ущерба, а после возмещения ущерба от потерпевшего берется расписка в получении возмещения.
Если не достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то потерпевший вправе предъявить иск в суд о возмещении материального ущерба.

Возбуждение уголовного дела при ДТП

Если дело возбудят пострадавшего по его заявлению признают гражданским истцом и взыщут моральный вред, расходы на лечение и т.п., всё это будет в приговоре.

Зачастую последствия для здоровья пострадавшего сразу не ясны. В таких случаях приходится ждать выздоровления.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу всегда оформляются на того водителя, который, по мнению автоинспектора, является виновным в данном ДТП. Таким образом, если в выданных вам копиях протокола и постановления вы видите свою фамилию, значит, в совершении ДТП обвиняют именно вас.

При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении.

Защитник — лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Возбуждение уголовного дела по делам о дтп

Таким образом, период, именуемый стадией возбуждения уголовного дела, имеет, как правило, определяющее значение для качественной работы по факту дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Этот период начинается с получения сообщения о ДТП и завершается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

ИА «Агентство Деловой Информации» освещает важные новости Хакасии: политика, экономика, культура, спорт, происшествия, социальная жизнь республики.

Из дорожно-транспортных преступлений наибольшее число составляют преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ. При рассмотрении таких дел необходимо тщательно подходить к вопросу о доказанности установления причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

Из ОГИБДД его дело было передано судье Кировского района. Защитник Алексея, представил все необходимые доказательства опровергающие виновность пешехода. Дело было возвращено обратно в ОГИБДД, с изменением степени тяжести на тяжкий вред. В отношении водителя возбуждено уголовное дело, а Алексей вправе рассчитывать на компенсацию причиненного ему вреда.

Возбуждение уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, связанных с преступным нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

В свою очередь, допущенное О. нарушение Правил дорожного движения не является причиной дорожно-транспортного преступления, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления . ——————————— Бюллетень ВС РФ. 1996. N 8.
Преступления, предусмотренные ст.264 УК РФ, относятся к категории небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ), совершенные по неосторожности (по легкомыслию или небрежности (ст.27 УК РФ).

При повороте ключа зажигания машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене Бл. и А. За руль, как показал Б., он не садился, никакого маневра или управления автомобилем не осуществлял. Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Еще по теме § 1. Особенности возбуждения уголовного дела:

Наши адвокаты готовы оказать юридическую поддержку и отстаивать ваши интересы в органах предварительного следствия, а также в суде по уголовным делам, предусмотренным ст.264 УК РФ.

Если не пострадали люди, а причинен только материальный ущерб, то, прежде всего, следует определить, можно ли вред, причиненный повреждением транспортных средств, дорожных сооружений, груза или иного имущества, отнести к разряду существенного. В законе (ст. 211 УК РСФСР и аналогичные статьи УК других союзных республик) не указано, какой ущерб следует считать существенным. Это понятие оценочное.

В данном случае усматривается причинная связь произошедшего ДТП не с превышением скорости мотоциклистом, а с действиями водителя автомобиля «Газель», который при повороте налево обязан был уступить дорогу встречному транспортному средству.

Если не пострадали люди, а причинен только материальный ущерб, то, прежде всего, следует определить, можно ли вред, причиненный повреждением транспортных средств, дорожных сооружений, груза или иного имущества, отнести к разряду существенного. В законе (ст. 211 УК РСФСР и аналогичные статьи УК других союзных республик) не указано, какой ущерб следует считать существенным. Это понятие оценочное.

Поэтому следователь вынес постановление об отказе возбуждения уголовного дела, т.к. виновник ДТП погиб. Однако при более тщательном изучении материалов было установлено, что водитель автомобиля «Газель» видел приближающийся во встречном направлении мотоцикл, а потому, согласно требованиям Правил дорожного движения, обязан был его пропустить.

Пострадавшие при дорожно-транспортных происшествиях направляются в лечебные учреждения, откуда в территориальное подразделение ГИБДД направляются телефонограммы с указанием предварительного диагноза, что позволяет принять обоснованное решение о возбуждении дела.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ДПС оформляет перечисленные выше документы, копии которых будут выданы участникам ДТП. Получив справку о дорожно-транспортном происшествии, вы должны убедиться, что в ней зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, которые можно было обнаружить невооруженным глазом.

Завершается процедура оформления неотчетного ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Согласно действующим правилам учета дорожно-транспортных происшествий, все ДТП делятся на две группы. Происшествия, в результате которых имеются погибшие или раненые, считаются «отчетными» — сведения о них попадают в государственную статистику, а оттуда – в ежемесячные, ежеквартальные и годовые сводки дорожно-транспортного травматизма.

Основания для возбуждения уголовного дела по факту ДТП указаны в диспозициях ст. 264 и 266 УК РФ. При оценке этих оснований определенные затруднения возникают при установлении степени тяжести телесных повреждений и величины материального ущерба.

Отказ в возбуждении уголовного дела при дтп

В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспорта фиксируются внешние повреждения, наличие или отсутствие следов и вещественных доказательств, состояние тормозной и рулевой систем, осветительных сигнальных приборов, лобового и боковых стекол, давление воздуха в шинах, характер неисправности других агрегатов и механизмов. Если в ДТП есть пострадавший, то от степени тяжести причиненного ему вреда зависит, — будет ли возбуждаться уголовное дело.

Между тем, если данное лицо не управляло автомобилем, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. В данном случае такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по другим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за иные преступления. Лицо, например, могло находиться в автомобиле, что-то делать в нем и т. д.

Особенности возбуждения уголовного дела: В возбуждении уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях, предусмотренных ст. 211 УК РСФСР и аналогичными статьями УК союзных республик, имеется ряд особенностей, присущих только этому виду преступлений.

Дело по факту ДТП под Новороссийском возбуждено по двум статьям

В протоколе осмотра содержится информация, позволяющая решить вопрос о скорости транспортных средств, направлении и характере движения, месте столкновения (наезда), исправности отдельных систем транспортного средства и образовавшихся на нем следах, а также о месте дорожно-транопортного происшествия.

Простому обывателю, а порой и юристу, который не специализируется в данной отрасли права сложно разобраться в таких тонкостях.

По данным следствия, 8 августа около 21 часа 38-летний водитель, управляя автомобилем BMW, двигался по внешнему кольцу МКАД со стороны пр. Победителей в сторону ул. Тимирязева в Минске и совершил наезд на парня, который пересекал проезжую часть.

Во-первых, ст.264 УК РФ носит бланкетный характер. Т.е. она не определяет признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам.

Уголовные дела при ДТП

По статистике ГИБДД от 75% до 90% материалов составляются и исполняются в подразделениях ДПС в сроки от 3 до 30 дней.

В дальнейшем, несмотря на то, что суд признал вызов и допрос в качестве свидетелей Желтова и Артемьева необходимым, рассмотрел данное дело без их допроса.

Сотрудники 5 отдела УОД МОБ ГУВД при получении сообщения о ДТП с пострадавшими незамедлительно выезжают вместе с техником-криминалистом на место, при ДТП со смертельным исходом на место происшествия выезжает следователь.

Обычно на место ДТП первыми приезжают сотрудники ГИБДД, которых вызывают по телефону. На сотрудников ДПС в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы (утверждено приказом МВД от 20 апреля 1999г. № 297) возлагается до прибытия следственно-оперативной группы обеспечение охраны места происшествия, неприкосновенности обстановки, сохранности следов и вещественных доказательств.

Уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления

Чем грозит отказ от возбуждения уголовного дела (мировая), повлияет это на выплаты сыну по страховым компаниям.

В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждаются следователями органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В случаях ДТП со смертельным исходом, а также происшествий с участием граждан иностранных государств осмотр места происшествия проводит следователь.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела, важно определить, не находился ли водитель в момент совершения происшествия в состоянии алкогольного опьянения? Установление этого факта, с одной стороны, необходимо для правовой оценки его действий — нарушение правового запрета управлять транспортом в состоянии опьянения является отягчающим вину обстоятельством. Если водитель считает, что были допущены ошибки при расследовании ДТП и не согласен с признанием его виновным, то он может обжаловать постановление в вышестоящую организацию ГИБДД или в суд.

Ссылка на основную публикацию