Административный ПК РФ - Автомобильный портал

Административный ПК РФ

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2019 год

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Кодекс административного судопроизводства России 2019

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Задачи и принципы

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Основные блоки кодекса

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Специфические категории дел

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти. Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ. Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Читайте также:  Сдача в аренду автомобиля с водителем ОКВЭД

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав. С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права. Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники. Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека. В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Завершение судебного процесса

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям. При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде. Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 5 апреля, 2, 23, 28 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1, 28 мая, 29 июля, 5, 28 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 28 ноября, 28 декабря 2018 г., 26 июля, 2, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года

ГАРАНТ:

О введении в действие настоящего Кодекса см. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ

См. комментарии к настоящему Кодексу

Президент Российской Федерации

В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) – выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально. При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

Ряд нововведений направлен на ускорение судебного процесса. Это, в частности, возможность использовать электронные процессуальные документы, применять видео-конференц-связь. По некоторым административным делам вводится упрощенное (письменное) производство.

В большинстве случаев сокращаются сроки обращения в суд, рассмотрения и разрешения административных дел. Освобождены от судебных издержек некоторые категории граждан и общественных объединений.

Порядок введения в действие Кодекса определяется отдельным федеральным законом.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

Настоящий Кодекс вводится в действие с 15 сентября 2015 г., за исключением частей 2 и 4 статьи 45, части 8 статьи 125, части 2 статьи 126, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347, частей 4, 5 и 9 статьи 353 настоящего Кодекса, которые вводятся в действие с 15 сентября 2016 г., и пункта 14 статьи 21 настоящего Кодекса, который вводится в действие с 1 января 2017 г.

Текст Кодекса опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 9 марта 2015 г., в “Российской газете” от 11 марта 2015 г. N 49, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

Читайте также:  Какие документы необходимы для страховки автомобиля?

– ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости,

– и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 42-П часть 15 статьи 239 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 52, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию

История рассмотрения и принятия Кодекса

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 июня 2016 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июня 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 мая 2016 г.

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП – это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность – это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания – это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф – это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Читайте также:  Какой тонировкой можно затонировать передние стекла

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам – то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Административный ПК РФ

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Кодекс административного судопроизводства РФ

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.12.2019 N 406-ФЗ.

Начало действия редакции – 13.12.2019 года (ред. 21).

Первоначальный текст документа опубликован в “Собрании законодательства РФ” 09.03.2015, N 10, “Российской газете” N 49, 11.03.2015.

Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) вступил в силу в силу с 15 сентября 2015 года.

КАС РФ регулирует процедуру административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений и некоторых “непубличных”).

Однако не стоит путать с производством по делам об административных правонарушениях. Данную категорию дел КАС РФ не регулирует.

Как и раньше, дела о привлечении к административной ответственности граждан (физических лиц) рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По-прежнему дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, в соответствии с АПК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В порядке, предусмотренном КАС РФ не подлежат рассмотрению и любые иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов.

Вступление в силу КАС РФ

См. Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ “О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации”

Дела, рассматриваемые по правилам КАС РФ

Статья 1 КАС РФ содержит перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам нового Кодекса административного судопроизводства.

Итак, в порядке, предусмотренном КАС РФ рассматриваются дела:

  1. об оспаривании нормативных правовых актов;
  2. об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих;
  3. об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  4. об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  5. об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  6. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  7. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

По правилам КАС РФ суды также рассматривают следующие административные дела (п. 3 статьи 1 КАС РФ):

  1. о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности..;
  2. о прекращении деятельности средств массовой информации;
  3. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  4. о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  5. об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  6. о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации;
  7. о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке

Разъяснения о применении судами ряда норм права КАС РФ содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 “О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ”. См. также:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции”
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 “О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

8 марта 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

КОДЕКС
АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года

Ссылка на основную публикацию