Как сменить марку масла в двигателе - Автомобильный портал

Как сменить марку масла в двигателе

a1i › Блог › Надо ли промывать двигатель при замене масла и можно ли смешивать разные сорта?

Надо ли промывать двигатель при замене масла?

Именно такой вопрос, в очередной раз, задают автолюбители при замене масла в моторе. Ответ на этот вопрос мы постараемся привести в данной статье, где будут разложены все аргументы за и против промывки двигателя при замене масла. Также приведем пример, как сделать правильную промывку двигателя — самый лучший способ.

Что такое промывка двигателя и зачем она нужна?

Большинство автолюбителей эту фразу промывку двигателя ассоциируют с какой-то химией (а-ля “5 минутная промывка двигателя”), которая добавляется в старое масло перед сливом, после чего можно заливать новое, или же со специальным промывочным маслом, которое заливается между «старым» и «новым» маслом. Исходя из такого понимания вопроса, автолюбители нередко сбиваются с ног в поисках самой эффективной «5 минутной» промывки, или же самого качественного промывочного масла. Многие еще и употребляют такие продукты при каждой замене масла…

В любом масле есть ряд присадок, и как минимум одна из них и отвечает за постоянную очистку внутренних деталей двигателя. Таким образом, заливая в свой мотор качественное масло – Вы уже делаете достаточно для очистки двигателя. Если Вы регулярно и вовремя заливаете в двигатель одно и то же качественное масло – никакие дополнительные процедуры по промывке двигателя не нужны!

Скажем нет пятиминутной промывке. Каждому двигателю нужно не какое-нибудь, а конкретное масло, с конкретными характеристиками и индивидуальным химическим составом. Только при этом условии мотор будет жить долго и работать нормально. Вы, к примеру, заливаете в мотор вместе с уже отработанным маслом, какую-то химию «для промывки двигателя». Совершенно очевидно, что в этой химии должны быть какие-то активные вещества, иначе промывка, как таковая, теряет смысл. Вы знаете, как эти вещества могут взаимодействовать с внутренними деталями двигателя? У Вас есть гарантия, что промывка не разъест,
например, кольца в Вашем моторе?

Более того, залив промывку в старое масло, вы существенно меняете его характеристики, и в первую очередь речь идет о вязкости масла. Очень сильно меняете. Потом это старое масло сливается, и до 10% его остается в моторе (зависит от конструкции двигателя)! Не верите? Так проверьте, хотя бы методом сравнения, сколько по техническим характеристикам производителя должно быть масла в Вашем двигателе, и сколько масла Вы обычно заливаете.

Если заливаете новое масло, и оно смешивается, только уже не со старым, а с вообще непонятно с чем, абсолютно точно не подходящим для двигателя. И содержание этой адской смеси в новом масле – целых 10%! Для справки, в нормальном масле примерно 85% состава – это основа, и еще 15 – присадки. То есть, Вы добавляете в свое масло еще почти столько же «присадок», сколько там уже есть. Только действие этих «присадок» — непредсказуемо, ибо они точно не предусмотрены производителем двигателя.

Другой вопрос, если Вы только купили автомобиль, и не знаете какое раньше масло было залито — “синтетика” или “минералка”. Или, к примеру, Вы решили сменить марку, тип, либо производителя автомасла. В этих, а также некоторых других случаях, мотор промыть нужно, но только не химией и не каким-то специальным промывочным маслом.

Собственно, промывать мотор нужно только в следующих случаях:

Когда Вы меняете марку и/или производителя масла.
Когда меняется вязкость или тип моторного масла (например, с синтетики переходите на полусинтетику).
Когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз, некачественное масло.
После любого ремонта двигателя, связанного с вскрытием ГБЦ (головка блока цилиндров).
Когда есть сомнения в своевременных регулярных заменах масла в прошлом.

Вопросы и ответы про промывке двигателя:

Стоит ли промывать двигатель при замене с “синтетики” на “синтетику”?

Нет.
Состав моторных масел примерно одинаков, так что смысла в промывке двигателя нет. Ведь лучшая промывка двигателя — это как можно чаще менять масло и не “тянуть” с его заменой. А всякие “пятиминутки” — это не только выброшенные деньги, но и возможность возникновения проблем в двигателе.

Стоит ли промывать двигатель при замене с “синтетики” на “полусинтетику”?

Полусинтетика с синтетикой смешивается в любых пропорциях, и если уж и промывать, то тем же маслом которое собираетесь заливать. По своему собственному опыту могу сказать, что менял масло с полусинтетики на синтетику — и не было никаких проблем. Просто при следующей замене масла чуть сократил срок его замены: с 10 000 до 8 000 км. И еще следует добавить, не страшитесь, что ваше масло “свернется”. Сейчас это просто нереально, ведь качество современных масел очень высокое и позволяет смешивать их между собой.

Стоит ли промывать двигатель при замене с “минералки” на “синтетику”?

Не нужно.
При смене с минералки на полусинтетику, никаких манипуляций не требуется. А для смены с минералки на синтетику достаточно следующее. Залить синтетику по щупу до минимума (со сменой фильтра) завести, дать поработать 5-10 минут. Слить масло, заменить фильтр (уже второй) и смело заливать масло по уровню.

Нужно ли промывать двигатель при смене производителя масла?

Нет, делать это не обязательно. Сейчас всё моторное масло примерно одинаковое по составу, и лишь немного разниться в зависимости от присадок, который использует производителя. Доля этих присадок составляет малую часть и не существенно влияет на характеристики двигателя. Желательно, только выбирать масло по его маркировке и классу — SAE и API, а производитель не играет существенной роли.
Как производить промывку двигателя? Самый лучший способ

Cливаем «старое» масло с прогретого двигателя, дав при этом машине хорошенько отстояться (чтобы вытекло максимум). Если автомобиль на подъемнике и он такое позволяет, машину можно «наклонить» в обе стороны – так вытечет больше.
Заливаем «новое» масло, ставим новый масляный фильтр.
Пару дней ездим, не перегружая мотор (держим «обкаточный» максимум оборотов).
Снова меняем масло, опять с максимальным сливом (фильтр тоже под замену!).
Первую следующую замену масла после вышеописанных операций производим в два раза быстрее обычного (т.е. если Вы обычно меняете масло каждых 10 тыс. км., в первый раз поменяйте через 5 тыс.).

Как правильно перейти на другое моторное масло

Как поменять одно моторное масло на другое?

Переход на другое масло – важная тема, интересующая многих автомобилистов. Чтобы перейти с синтетики на полусинтетику, с полусинтетики на минералку или произвести другие манипуляции с изменением типа смазочного состава, важно учитывать определенные правила.

Не разбирающиеся автомобилисты при желании перейти с одного масла на другое просто приезжают на ближайшее СТО и просят поменять масло. В большинстве случаев это не приведет к неприятностям, но имеется небольшой риск возникновения проблем.

Когда требуется смена типа масла?

Переходить с полусинтетического масла на синтетику или наоборот приходится по разным причинам. Например, если вы давно эксплуатируете машину и на одометре большой пробег, вместо синтетики лучше заливать полусинтетику. Также иногда из продажи исчезает ранее заливаемое в двигатель масло. В последнем случае возможно придется лишь сменить марку моторного масла, а сам тип смазочной жидкости не изменится. Советуем прочитать статью о разновидностях моторных масел.

Иногда вопрос перехода на другое масло возникает у людей, купивших подержанную машину. Доверять словам продавца относительно залитого ранее масло мы не советуем, а лучше просто залейте новое гарантированно подходящее масло, соблюдая правила перехода с одной жидкости на другую.

Промывка мотора при переходе на другое масло

Когда производства замена минерального масла на полусинтетику, автомеханики обычно рекомендуют промыть двигатель. Производится эта операция двумя способами:

  1. использование промывочной присадки;
  2. заливание специального промывочного масла.

Мы не рекомендуем пользоваться ни одной из этих промывок. Дело в том, что в них присутствуют агрессивные моющие присадки, а после слива жидкости в полостях мотора остается около 10% залитой жидкости. Когда вы заполните систему новым маслом, оно смешается с агрессивной промывкой, а это может навредить мотору.

В каждом масле присутствуют определенные присадки, список которых производители не разглашают – это коммерческая тайна. При перемешивании разных смазочных составов, особенно при добавлении присадок разного характера, составы могут взаимодействовать, вызывая негативные химические реакции и образование новых веществ. Иногда даже формируются нерастворимые соединения и выпадает осадок, плохо влияющий на моторесурс.

Следует отметить, что производители автомобильных двигателей в инструкциях не упоминают о том, что двигатель при замене жидкости нужно промывать. Кроме того, известные компании даже не выпускают специальные промывочные жидкости.

Как перейти на другое масло?

Когда спланируете переход с синтетики на полусинтетики или произвести смену других масел, можно сделать все очень просто. Заливаем новую жидкость и некоторое время ездим на ней (достаточно нескольких сотен километров). Сливаем эту смазку и заполняем систему таким же свежим маслом. В этом случае вы гарантированно избежите негативного эффекта.

Некоторым автомобилистам это покажется затратным, так как качественное масло стоит недешево. Несмотря на это, каждый сам выбирает, стоит ли на этом экономить. Бесспорно, моторесурс автомобильного двигателя неизбежно уменьшается при заливании в него неподходящих масел сомнительного происхождения.

Читайте также:  Водитель разбил машину работодателя как взыскать

Зачем промывать мотор?

Теперь рассмотрим другую точку зрения относительно промывки двигателей. Многие автомеханики и опытные автовладельцы при замене минерального масла на полусинтетику рекомендуют промывать мотор. Масло предназначено не просто для смазывания контактирующих деталей, но и очищения их от загрязнений:

  1. недогоревшего топлива;
  2. микроскопической пыли;
  3. продуктов износа и пр.

Все эти посторонние частицы смываются с внутренних стенок и перемешиваются со смазкой, в результате чего она темнеет и становится более вязкой. Для чего же тогда промывать мотор при замене масла, если в смазке и так есть моющие присадки? Нужно это по нескольким причинам:

Сразу после заливания масла в мотор моющие присадки разлагаются. Чем дольше вы будете ездить, тем хуже будут работать эти дополнительные составы. Под конец пробега содержащиеся в масле присадки перестают решать свои задачи.
Примерно 10-15 процентов масла в моторе при замене сохраняются в скрытых полостях. Содержащаяся в этой смазке грязь смешивается со свежей смазкой и ухудшает ее свойства.

Следовательно, при каждой замене масло будет работать все хуже, даже при применении качественных смазочных составов от известных брендов. По этой же причине важно строго соблюдать регламент обслуживания машины.

Варианты промывки мотора

Как перейти с минерального масла на полусинтетику или с полусинтетического на синтетику мы почти разобрались, но рассмотрим способы промывки смазочной системы на случай, если вы все же хотите ее промыть.

Специальное масло

Промывочное масло для перехода с синтетики на полусинтетику – бесполезная трата времени и денег. Дело в том, что подобные промывочные составы оставляют осадок с загрязнениями, хоть и не такой концентрированный. Отложения подобная жидкость не отмывает и не может их растворить.

Применение вакуумной установки

Вакуумные насосы, применяемые мастерами на некоторых СТО, тоже почти бесполезны. Подобное оборудование встречается в автосервисах и его используют при экспресс-замене. Мастера уверяют, что насосом выкачивается все масло без остатка, но в действительности это не так. Ни один насос не вычистит смазку из скрытых полостей, не говоря о смывании и растворении грязи со стенок.

Промывки-пятиминутки

Переход с синтетики на полусинтетику или смена других типов масла иногда вынуждает автомобилистов использовать так называемые «пятиминутки». Это промывки, заливаемые на несколько минут работы двигателя. Эти жидкости вообще бесполезны и даже иногда опасны.

Пятиминутная промывка имеет слабую концентрацию, поэтому не смывает грязь, а если и успевает это сделать, то не растворяет ее. Вследствие этого отложения засоряют масляные каналы, а это опасно масляным голоданием мотора с задирами на стенках цилиндров. Это приводит к необходимости дорогостоящего капремонта.

Сильно концентрированные пятиминутки смывают грязь и растворяют ее, но вместе с этим повреждаются резиновые сальники и прокладки. Это приводит к появлению протечек и необходимости замены уплотнителей, что стоит недешево.

Долгие промывки

Существуют неплохие долгоиграющие промывки, которые считаются наиболее результативными. Перед заменой моторного масла в мотор заливают специальную жидкость, на которой нужно проездить от 50 до 500 километров. Затем масло сливают и вместо него систему заполняют свежей смазкой. Отложения со стенок успеют смыться и раствориться, не навредив мотору. После такой промывки можно смело переходить с синтетики на полусинтетик или наоборот.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Промывать ли двигатель при переходе с одного типа масла на другой?

Пожалуй, каждый из нас, покопавшись в багаже своего автомобильного опыта, вспомнит несколько тем, которые можно обсуждать всегда. И хотя мы постоянно подпитываем себя новыми знаниями, читаем журналы, следим за рекламой, но в какой уже раз задаемся старыми, как автомобильное колесо, вопросами. Один из них – как менять масло?

Нет, мы знаем, что заливается оно в двигатель сверху, а сливается где-то внизу. Вопрос в другом – можно ли мешать друг с другом разные масла и нужно ли промывать мотор?

Ответ на эти вопросы мы ищем вместе с вами не впервые. В №12 за прошлый год журнал выяснял, на что вообще способны промывочные масла и чем они отличаются от моторных. В этом году, в №4, мы попробовали смешать друг с другом масла четырех типов – моторные минеральные, полусинтетические, синтетические и промывочные. Теперь, отталкиваясь от уже известного, пойдем дальше. Попробуем виртуально заменить один тип масла на другой с промывкой мотора или без и посмотрим, что получится.

Старые дрожжи

Итак, проверяя промывочные масла, мы увидели, что их лучшие образцы несколько превосходят моторные по способности смывать грязь, лучше растворяют ее в себе, так что из соображений чистоплотности промывка двигателя при смене масла выглядит вполне логично.

Тогда (№ 4) мы задались и другим вопросом – совместимостью. Эксперименты показали, что смешение свежего масла с остатками старого или промывки не приводит к тяжелым последствиям, так что для двигателя безопасна как замена через промывку, так и без таковой.

Опять же надо решить: что лучше? Если исходить из того, что примесь промывочного масла, всегда имеющего низкую щелочность, способна подпортить свежее моторное – промывать не стоит. А если вспомнить, что «отработка» может оказаться хуже промывки? Сегодня мы как раз займемся поисками ответа на этот вопрос.

Приступим. Первое, что нам предстоит сделать, – сымитировать старение трех разных масел лабораторным путем, как мы это делали раньше (см., например, ЗР, 2002, № 3). Первое – минеральное уровня качества API SJ/CF вязкостью SAE 15W40, второе – полусинтетическое SJ/CF, 10W40 и третье – синтетическое SL/CF, 5W40. В результате получаем три «отработки», с которыми и будем проводить опыты. Какие?

Известно, что при замене масла свежий продукт разбавляет в себе около 10% «отработки» (или промывки). Значит, чтобы, скажем, смоделировать замену минерального масла на синтетическое, нужно к 90% «синтетики» добавить 10% отработанной «минералки». А если та же замена происходит с промывкой, к 90% «синтетики» добавим 10% промывки. Таким образом, имея три свежих масла, три «отработки» плюс промывку, можно моделировать любой вариант замены одного масла другим с промывкой или без нее и испытывать полученную после замены смесь. Мы так и поступили. Правда, меняли не «все на все», а все на «минералку» и все на «синтетику».

Знакомясь с результатами, будем плясать от двигателя и старого масла: как менять «минералку» и как менять «полусинтетику» и «синтетику».

Тяжело в учении

Поскольку последний раз искусственным старением мы с вами занимались давно, нелишне вспомнить, что это такое.

Основной фактор, под влиянием которого портится моторное масло (ученые мужи говорят «стареет»), – воздействие высокой температуры. Поэтому метод, которым для нас специалисты старили масло, подразумевает выдерживание образцов в течение нескольких часов при высокой температуре в присутствии катализатора. До и после этого у масла проверяют оптическую плотность (она всегда растет), оценивают изменение его щелочности (способность к нейтрализации продуктов окисления), определяют, как изменилась вязкость. Наконец, взвешивают катализатор, всегда теряющий массу * .

Оптическая плотность – некий средневзвешенный показатель общего уровня качества и в нашем случае – степени загрязненности масла. Чем она меньше, тем лучше.

Щелочность указывает на содержание работоспособных присадок, напрямую — антиокислительных, косвенно – всего пакета. Чем больше, тем лучше.

Вязкость может меняться двояко. Со знаком минус – когда масло становится жиже благодаря хорошей основе и разрушению загустителя (свойственно «синтетике»). Со знаком плюс – загущение в результате окисления основы (это про «минералку»).

Ну а с потерей массы и так все ясно: коррозия в чистом виде – чем меньше, тем лучше.

Поскольку у специалистов накоплен огромный опыт подобных испытаний, они по абсолютным значениям цифр могут сделать вывод: хорошее масло или плохое, будет оно еще работать или нет. Нам интереснее сравнить цифры друг с другом. А теперь – к результатам.

Меняем «минералку»

Признаться, с минеральным маслом нам немного не повезло. То ли партия попалась неудачная, то ли используемые в нем присадки не способны выдерживать высокие температуры. Как бы то ни было, по результату получалось, будто масло в двигателе передержали. Щелочность упала с 8,54 до 1,10; считайте, что присадок в живых не осталось.

Когда это передержанное масло специалисты поменяли без промывки на такое же и условно откатали мотор до очередного ТО, оставшееся в картере (а у нас в пробирке) имело оптическую плотность 0,39, щелочной запас – 0,47 и заметный рост вязкости. Одним словом, гудрон.

Это был тот случай, когда двигателю грозит реальная опасность. Если вернуться назад и заменить плохо отработавшую «минералку» на такую же, но через промывку, то к очередному ТО показатели окажутся лучше: оптическая плотность – 0,36, щелочность – 1,54. Обратим внимание, что по последнему параметру смесь из 90% «минералки» и 10% промывки отработала даже лучше, чем чистая «минералка». Видно, в промывочном масле ** присадки оказались более живучими.

Затем опять вернулись назад и заменили минеральную «отработку» синтетическим моторным маслом без промывки. Результат на финише: оптическая плотность – 0,11, щелочность – 3,07. Совсем другое дело.

А если заменить на «синтетику», но через промывку? Получается, масло прозрачнее, хотя присадки почти в таком же состоянии или похуже (оптическая плотность – 0,07, щелочность – 3,04).

Читайте также:  Внесение изменений в страховку после замены прав

Попробуем теперь сделать первые выводы. Итак…

Если вы экономите на масле или передерживаете его в двигателе дольше положенного, а может, купили подержанный автомобиль и не знаете, что внутри… промывайте! Если собираетесь залить дорогую «синтетику» – можете промыть. Эта процедура почти не повлияет на качество самого свежего масла, но потемнеет оно позже – вам будет приятнее. И наконец третий – главный вывод: не покупайте откровенно дешевых масел.

Меняем «полусинтетику» и «синтетику»

Так уж вышло, что в наших экспериментах мы меняем полусинтетическое масло либо на минеральное, либо сразу на синтетическое – эдакие две крайности. Правда, и в одном, и в другом случае предусмотрели замену с промывкой и без. Стало быть, вариантов всего четыре.

Лучшие результаты получили, как нетрудно догадаться, при замене на более качественное синтетическое масло. Причем, как и в предыдущих опытах, бо’льшую работоспособность имело синтетическое масло, которым заменили «полусинтетику» сразу, без промывки. А вот меньшая оптическая плотность, напротив, получается, если промыть. Выходит, что на вид масло свежее, а работает чуть хуже.

А вот с заменой «полусинтетики» на «минералку» вышло несколько странно. Чуть лучший результат – при замене с промывкой (щелочность 1,54 против 1,2). При самом общем толковании это означает, что для плохонькой «минералки» примесь свежей промывки лучше, чем поработавшей «полусинтетики».

Вот мы и дошли до случая замены «синтетики» либо на «минералку» (с промывкой или без), либо на такую же «синтетику» (тоже – с промывкой или без).

Наверное, вы догадались: меняя синтетическое масло на такое же, промывать не надо – получается только хуже. Но похожий результат у нас и с заменой «синтетики» на «минералку» – с промывкой выходит похуже. Видно, стойкость к окислению у высококачественного масла столь высока, что его остаточные свойства все равно много лучше хорошей промывки.

Не говорите «я знал»

Пришла пора подытожить результаты. Очередная проверка (быть может, не последняя) показала – мыть или не мыть зависит от того, что на что меняем (см. рисунок).

Во всех случаях, когда либо исходный, либо конечный продукт «синтетика» — мыть не нужно или не обязательно. Если фигурирует минеральное масло, напротив, промывка или желательна, или будет нелишней. Но еще раз повторим: речь идет о результатах, полученных нами с хорошей промывкой и весьма посредственной «минералкой» (а может, и просто плохой). Так что, по сути, там, где у нас написано «минеральное масло», речь идет или о недорогом масле, или о слегка переходившем свой срок, или же об отслужившем положенное в очень тяжелых условиях. engine_page19И еще любопытный факт. При использовании хороших масел (о типе основы сейчас не говорим) промывка двигателя может сохранить свежее масло более чистым (светлым), но при этом антиокислительные свойства станут выше, если заменить одно хорошее масло другим без промывки.

* – Слово «катализатор» используется для упрощения. Строго говоря, катализатором принято называть вещество, которое не расходуется в ходе реакции.
** – Использовалось заведомо высококачественное промывочное масло.

Промывать ли двигатель при переходе с одного типа масла на другой?

Пожалуй, каждый из нас, покопавшись в багаже своего автомобильного опыта, вспомнит несколько тем, которые можно обсуждать всегда. И хотя мы постоянно подпитываем себя новыми знаниями, читаем журналы, следим за рекламой, но в какой уже раз задаемся старыми, как автомобильное колесо, вопросами. Один из них – как менять масло?

Нет, мы знаем, что заливается оно в двигатель сверху, а сливается где-то внизу. Вопрос в другом – можно ли мешать друг с другом разные масла и нужно ли промывать мотор?

Ответ на эти вопросы мы ищем вместе с вами не впервые. В №12 за прошлый год журнал выяснял, на что вообще способны промывочные масла и чем они отличаются от моторных. В этом году, в №4, мы попробовали смешать друг с другом масла четырех типов – моторные минеральные, полусинтетические, синтетические и промывочные. Теперь, отталкиваясь от уже известного, пойдем дальше. Попробуем виртуально заменить один тип масла на другой с промывкой мотора или без и посмотрим, что получится.

Старые дрожжи

Итак, проверяя промывочные масла, мы увидели, что их лучшие образцы несколько превосходят моторные по способности смывать грязь, лучше растворяют ее в себе, так что из соображений чистоплотности промывка двигателя при смене масла выглядит вполне логично.

Тогда (№ 4) мы задались и другим вопросом – совместимостью. Эксперименты показали, что смешение свежего масла с остатками старого или промывки не приводит к тяжелым последствиям, так что для двигателя безопасна как замена через промывку, так и без таковой.

Опять же надо решить: что лучше? Если исходить из того, что примесь промывочного масла, всегда имеющего низкую щелочность, способна подпортить свежее моторное – промывать не стоит. А если вспомнить, что «отработка» может оказаться хуже промывки? Сегодня мы как раз займемся поисками ответа на этот вопрос.

Приступим. Первое, что нам предстоит сделать, – сымитировать старение трех разных масел лабораторным путем, как мы это делали раньше (см., например, ЗР, 2002, № 3). Первое – минеральное уровня качества API SJ/CF вязкостью SAE 15W40, второе – полусинтетическое SJ/CF, 10W40 и третье – синтетическое SL/CF, 5W40. В результате получаем три «отработки», с которыми и будем проводить опыты. Какие?

Известно, что при замене масла свежий продукт разбавляет в себе около 10% «отработки» (или промывки). Значит, чтобы, скажем, смоделировать замену минерального масла на синтетическое, нужно к 90% «синтетики» добавить 10% отработанной «минералки». А если та же замена происходит с промывкой, к 90% «синтетики» добавим 10% промывки. Таким образом, имея три свежих масла, три «отработки» плюс промывку, можно моделировать любой вариант замены одного масла другим с промывкой или без нее и испытывать полученную после замены смесь. Мы так и поступили. Правда, меняли не «все на все», а все на «минералку» и все на «синтетику».

Знакомясь с результатами, будем плясать от двигателя и старого масла: как менять «минералку» и как менять «полусинтетику» и «синтетику».

Тяжело в учении

Поскольку последний раз искусственным старением мы с вами занимались давно, нелишне вспомнить, что это такое.

Основной фактор, под влиянием которого портится моторное масло (ученые мужи говорят «стареет»), – воздействие высокой температуры. Поэтому метод, которым для нас специалисты старили масло, подразумевает выдерживание образцов в течение нескольких часов при высокой температуре в присутствии катализатора. До и после этого у масла проверяют оптическую плотность (она всегда растет), оценивают изменение его щелочности (способность к нейтрализации продуктов окисления), определяют, как изменилась вязкость. Наконец, взвешивают катализатор, всегда теряющий массу * .

Оптическая плотность – некий средневзвешенный показатель общего уровня качества и в нашем случае – степени загрязненности масла. Чем она меньше, тем лучше.

Щелочность указывает на содержание работоспособных присадок, напрямую — антиокислительных, косвенно – всего пакета. Чем больше, тем лучше.

Вязкость может меняться двояко. Со знаком минус – когда масло становится жиже благодаря хорошей основе и разрушению загустителя (свойственно «синтетике»). Со знаком плюс – загущение в результате окисления основы (это про «минералку»).

Ну а с потерей массы и так все ясно: коррозия в чистом виде – чем меньше, тем лучше.

Поскольку у специалистов накоплен огромный опыт подобных испытаний, они по абсолютным значениям цифр могут сделать вывод: хорошее масло или плохое, будет оно еще работать или нет. Нам интереснее сравнить цифры друг с другом. А теперь – к результатам.

Меняем «минералку»

Признаться, с минеральным маслом нам немного не повезло. То ли партия попалась неудачная, то ли используемые в нем присадки не способны выдерживать высокие температуры. Как бы то ни было, по результату получалось, будто масло в двигателе передержали. Щелочность упала с 8,54 до 1,10; считайте, что присадок в живых не осталось.

Когда это передержанное масло специалисты поменяли без промывки на такое же и условно откатали мотор до очередного ТО, оставшееся в картере (а у нас в пробирке) имело оптическую плотность 0,39, щелочной запас – 0,47 и заметный рост вязкости. Одним словом, гудрон.

Это был тот случай, когда двигателю грозит реальная опасность. Если вернуться назад и заменить плохо отработавшую «минералку» на такую же, но через промывку, то к очередному ТО показатели окажутся лучше: оптическая плотность – 0,36, щелочность – 1,54. Обратим внимание, что по последнему параметру смесь из 90% «минералки» и 10% промывки отработала даже лучше, чем чистая «минералка». Видно, в промывочном масле ** присадки оказались более живучими.

Затем опять вернулись назад и заменили минеральную «отработку» синтетическим моторным маслом без промывки. Результат на финише: оптическая плотность – 0,11, щелочность – 3,07. Совсем другое дело.

А если заменить на «синтетику», но через промывку? Получается, масло прозрачнее, хотя присадки почти в таком же состоянии или похуже (оптическая плотность – 0,07, щелочность – 3,04).

Попробуем теперь сделать первые выводы. Итак…

Если вы экономите на масле или передерживаете его в двигателе дольше положенного, а может, купили подержанный автомобиль и не знаете, что внутри… промывайте! Если собираетесь залить дорогую «синтетику» – можете промыть. Эта процедура почти не повлияет на качество самого свежего масла, но потемнеет оно позже – вам будет приятнее. И наконец третий – главный вывод: не покупайте откровенно дешевых масел.

Читайте также:  Водителя лишили прав что делать работодателю

Меняем «полусинтетику» и «синтетику»

Так уж вышло, что в наших экспериментах мы меняем полусинтетическое масло либо на минеральное, либо сразу на синтетическое – эдакие две крайности. Правда, и в одном, и в другом случае предусмотрели замену с промывкой и без. Стало быть, вариантов всего четыре.

Лучшие результаты получили, как нетрудно догадаться, при замене на более качественное синтетическое масло. Причем, как и в предыдущих опытах, бо’льшую работоспособность имело синтетическое масло, которым заменили «полусинтетику» сразу, без промывки. А вот меньшая оптическая плотность, напротив, получается, если промыть. Выходит, что на вид масло свежее, а работает чуть хуже.

А вот с заменой «полусинтетики» на «минералку» вышло несколько странно. Чуть лучший результат – при замене с промывкой (щелочность 1,54 против 1,2). При самом общем толковании это означает, что для плохонькой «минералки» примесь свежей промывки лучше, чем поработавшей «полусинтетики».

Вот мы и дошли до случая замены «синтетики» либо на «минералку» (с промывкой или без), либо на такую же «синтетику» (тоже – с промывкой или без).

Наверное, вы догадались: меняя синтетическое масло на такое же, промывать не надо – получается только хуже. Но похожий результат у нас и с заменой «синтетики» на «минералку» – с промывкой выходит похуже. Видно, стойкость к окислению у высококачественного масла столь высока, что его остаточные свойства все равно много лучше хорошей промывки.

Не говорите «я знал»

Пришла пора подытожить результаты. Очередная проверка (быть может, не последняя) показала – мыть или не мыть зависит от того, что на что меняем (см. рисунок).

Во всех случаях, когда либо исходный, либо конечный продукт «синтетика» — мыть не нужно или не обязательно. Если фигурирует минеральное масло, напротив, промывка или желательна, или будет нелишней. Но еще раз повторим: речь идет о результатах, полученных нами с хорошей промывкой и весьма посредственной «минералкой» (а может, и просто плохой). Так что, по сути, там, где у нас написано «минеральное масло», речь идет или о недорогом масле, или о слегка переходившем свой срок, или же об отслужившем положенное в очень тяжелых условиях. engine_page19И еще любопытный факт. При использовании хороших масел (о типе основы сейчас не говорим) промывка двигателя может сохранить свежее масло более чистым (светлым), но при этом антиокислительные свойства станут выше, если заменить одно хорошее масло другим без промывки.

* – Слово «катализатор» используется для упрощения. Строго говоря, катализатором принято называть вещество, которое не расходуется в ходе реакции.
** – Использовалось заведомо высококачественное промывочное масло.

Нужно ли промывать двигатель при замене масла на другого производителя?

14 января 2017 Категория: Обслуживание и ремонт

Многие автолюбители, обслуживая систему смазки двигателя, задаются вопросом: нужно ли промывать двигатель при замене масла на другого производителя? С одной стороны одни говорят, что все современные моторные масла отлично смешиваются и никаких непредсказуемых реакций при этом не возникает.

С другой стороны у различных производителей разные составы масла, пропорции масляной смеси, количества присадок. Поэтому другие же наоборот уверены, что в подобных случаях промывка все же нужна. То же самое можно сказать о маслах различного типа и вязкости, что получится в результате подобного смешивания – толком сказать не может никто.

В этой статье мы, наконец, разберемся, нужно ли промывать двигатель, если состав масел одинаков, равны показатели вязкости и масла имеют один тип, но при этом у них разные марки или производители. А также расскажем о наиболее безопасном варианте промывки двигателя.

В каких случаях нужно промывать двигатель автомобиля?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, когда промывка двигателя однозначно нужна. Случаев, когда промывку следует производить в обязательном порядке не так уж и много, вот собственно самые главные из них:

  • В первую очередь промывать систему смазки нужно в случае, если предполагается сменить тип используемого масла, к примеру, поменять синтетическое масло на минеральное.
  • Также промывку стоит произвести в случае, если был произведен ремонт систем двигателя, в систему смазки попали загрязнения или посторонние жидкости.
  • Желательно промыть системы двигателя (систему смазки и топливную систему), если отсутствуют точные данные о том, когда в последний раз масло было заменено. Как правило, подобная ситуация регулярно возникает при покупке автомобиля с рук – не стоит при этом доверять заверениям продавца, лучше перестраховаться и заменить масло на новое, промыв систему.
  • Так как вы думаете, нужно ли промывать двигатель при замене масла на другого производителя? Наш ответ – однозначно да. Несмотря на то, что тип масла и вязкость могут совпадать, никто не сможет однозначно ответить, к каким последствиям приведет смешивание смазок разных марок.

Дело в том, что разные производители используют разные пропорции основы и присадок для одного и того же вида масла. Как известно основа бывает двух типов: минеральная и синтетическая. Например, вязкость минеральной основы у всех производителей масел одинаковая, однако его количество в масле по сравнению с присадками, увеличивающими вязкость данного масла абсолютно разная.

При смешивании масла с таким же типом, но другим производителем, у которого пропорции данного состава немного отличаются, как минимум можно ожидать изменение характеристик масла, а именно его вязкости. Поэтому правильным решением в данном случае будет промывка двигателя.

Смотрим видео, можно ли смешивать моторные масла:

Подробнее о том, можно ли смешивать разные моторные масла, можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Возможный вред от промывки системы смазки

Казалось бы, чем чаще водитель промывает систему смазки своего автомобиля, тем лучше вымываются продукты износа и старое масло. Однако промывка, в особенности с использованием специального промывочного масла и промывочной жидкости может несколько навредить автомобилю. Дело в том, что само промывочное масло также обладает своими характеристиками вязкости и состава.

Состав промывочного масла специально подобран таким образом, чтобы лучше вымывать старое масло, но при этом оно само в определенном количестве после слива остается на стенках омываемых маслом поверхностей, а также в картере. Смешиваясь с новым маслом и меняя его эксплуатационные характеристики, оно может помешать правильной работе системы смазки.

В случае, если вы используете специальную 5 минутную промывочную жидкость, ситуация даже хуже, по своим характеристикам она разительно отличается от обычного моторного масла, и вдобавок содержит массу агрессивно действующих веществ, которые могут навредить узлам двигателя. Мало того что данная жидкость крайне неэффективна, так еще при сливе часть данной смеси остается в двигателе и смешивается со “свежим” маслом, меняя его вязкость.

Собственно, для промывки двигателя в настоящее время предназначены целые серии специальных промывочных масел. Стоит ли их покупать? Разумеется, решение о покупке промывочного масла принимает водитель. Однако всегда стоит помнить о возможном вреде, который может нанести промывочное масло автомобилю. А вред обычно присутствует, но производители о нем, как говорится, не распространяются.

Каким образом лучше промывать двигатель от старого масла?

Как говорилось выше, использование разнообразных пяти минутных промывочных жидкостей является крайне неэффективным и нежелательным, так как негативно отражается на последующей работе двигателя. Бывает и такое, что сразу после замены масла наблюдаются существенные отклонения в нормальной работе двигателя.

Промывка с использованием того масла, которое вы собираетесь заливать в двигатель и есть выход из данной ситуации, но данный метод промывки несколько неудобный и финансово затратный. Так как на данном масле необходимо поездить около двух дней (или около 500 км.) и лишь после этого заливать новое, такое же масло, что вынуждает водителя еще раз производить замену или лишний раз посещать автосервис. Наряду с маслом также нужно менять и фильтры.

В сравнении с химией, которую нам предлагают на рынке, данный способ промывки куда безопасней для двигателя, чем использование всяких промывочных жидкостей. Конечно, этот метод не поможет очистить совсем запущенный двигатель, однако хорошо подойдет для профилактической промывки при смене производителя или типа масла, а также после использования специальных промывочных жидкостей.

Помните, что наиболее оптимальное время слива масла – это ускоренная замена масла, которая производится пока двигатель еще горячий, так как горячее масло обладает меньшей вязкостью, следовательно, при замене будет слито максимально большое количество старой смазки. Также не будет лишним во время слива “наклонять” по очереди обе стороны машины, чтобы старое масло вытекло в максимально полном объеме.

Это все что мы хотели сказать по вопросу о том, нужно ли промывать двигатель при замене масла на другого производителя. Конечно, многие сторонники популярных промывочных жидкостей с нашими утверждениями не согласятся. Однако мы будем рады увидеть ваше мнение в комментариях. Желаем успеха и удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию