Территория преимущественного использования ТС ОСАГО - Автомобильный портал

Территория преимущественного использования ТС ОСАГО

Страховые тарифы ОСАГО

По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

Сегодня рассчитать стоимость автострахования для конкретного автомобиля можно всего за несколько минут. Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов. В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.

Факторы формирования стоимости ОСАГО

Чтобы корректно посчитать ОСАГО, необходимо учитывать следующие параметры:

Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.

Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей — уже 1,7.

Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,87.

Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.

Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.

Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.

Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.

Величина базовой ставки страховых тарифов

Коэффициенты страховых тарифов

1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)

Территория преимущественного использования ТСКоэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машинКоэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей
Москва21,2
Московская область1,71
Санкт-Петербург1,81
Ленинградская область1,30,8
Екатеринбург1,81
Уфа1,81
Якутск1,20,7
Краснодар, Новороссийск1,81
Пермь21,2
Владимир1,61

Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018

2. Коэффициент КБМ

Класс на начало срока страхованияКоэффициентКласс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя
0 страховых выплат1 страховая выплата2 страховые выплаты3 страховые выплаты4 страховые выплаты и более
М2,45ММММ
2,31ММММ
11,552ММММ
21,431МММ
3141МММ
40,95521ММ
50,9631ММ
60,85742ММ
70,8842ММ
80,75952ММ
90,710521М
100,6511631М
110,612631М
120,5513631М
130,513731М

3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО)

Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством1
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством1,87

Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.

4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).

Возраст, летСтаж, лет
123-45-67-910-14Более 14
116-211,871,871,871,661,66
222-441,771,771,771,041,041,04
325-291,771,691,631,041,041,041,01
430-341,631,631,631,041,041,010,960,96
535-391,631,631,630,990,960,960,960,96
640-491,631,631,630,960,960,960,960,96
750-591,631,631,630,960,960,960,960,96
8старше 591,601,601,600,930,930,930,930,93

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

  • 1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
  • 1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

5. Коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля

Мощность двигателя (лошадиных сил)Коэффициент
До 50 включительно0,6
Свыше 50 до 70 включительно1,0
Свыше 70 до 100 включительно1,1
Свыше 100 до 120 включительно1,2
Свыше 120 до 150 включительно1,4
Свыше 1501,6

6. Коэффициент КПР для ТС с прицепом

№ п/пПрицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средстваКоэффициент
1Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам1,16
2Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски1,40
3Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски1,25
3Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей1,24
4Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств1

7. Коэффициент периода использования ТС

Период использования транспортного средстваКоэффициент
3 месяца0,5
4 месяца0,6
5 месяцев0,65
6 месяцев0,7
7 месяцев0,8
8 месяцев0,9
9 месяцев0,95
10 месяцев и более1
Читайте также:  Как оформить утилизацию автомобиля в ГИБДД

Полная информация о коэффициентах дана в указании Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018.

Быстро рассчитать стоимость покупки нового полиса и оформить его онлайн Вы можете на сайте «АльфаСтрахование». При возникновении вопросов обращайтесь к специалистам по телефону.

Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО 2019

Вся информация о территориальных коэффициентах ОСАГО:

  • Что такое территориальный коэффициент
  • Как сэкономить на территориальном коэффициенте
  • Таблица территориальных коэффициентов

[ Статья обновлена в 2019 году ]

Для расчета стоимости полиса ОСАГО используется не мало самых разных коэффициентов, которые учитывают стаж и возраст водителя, его автомобиль и манеру вождения и т.д. А вот для того, чтобы как-то учесть аварийность (вероятность ДТП) в разных населенных пунктах при расчете ОСАГО был введен коэффициент территории преимущественного использования или просто территориальный коэффициент.

Коэффициент территории преимущественного использования – это один из используемых при расчете ОСАГО коэффициентов, отражающий интенсивность движения в том населенном пункте, к которому привязано транспортное средство. При этом территория преимущественного использования для физических лиц — это место прописки собственника транспортного средства, а для юридических лиц — место регистрации транспортного средства. Для каждого субъекта и населенного пункта Российской Федерации установлен свой территориальный коэффициент.

Понятное дело, что в городе, а тем более крупном мегаполисе движение более интенсивно, а значит и вероятность ДТП в нем выше, поэтому для таких больших городов России как Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Краснодар коэффициент территории ОСАГО приравнен 1,8. В то же время в сельской местности движение менее интенсивно, а значит и вероятность ДТП там намного ниже, поэтому коэффициент территории преимущественного использования для большей части маленьких городков и сел ниже или равен 1.0.

Получается, что стоимость полиса ОСАГО для автомобилей, “территориально привязанных” к мелким населенным пунктам, в 2-3 раза меньше стоимости автостраховки для “городского” автомобиля, поэтому именно к такой местности намного выгодней “привязывать” свой автомобиль. Если вы живете в крупном городе и у вас есть какой-нибудь родственник, проживающий в сельской местности, то по-возможности постарайтесь оформить на него ваш автомобиль, тем-самым вы сэкономите немалую сумму.

Ниже мы приведем 2 таблицы территориальных коэффициентов: первая – с территориальными коэффициентами для самых крупнонаселенных городов и областей России, вторая – полная таблица коэффициентов территории преимущественного использования. В них указаны 2 вида значений:

  • К(авт.) – коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин
  • К(трак.) – коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

Т.е. если у вас легковой или грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл – то вам следует рассматривать именно коэффициент К(авт.).

Таблица территориальных коэффициентов самых крупнонаселенных субъектов РФ

ТерриторияК(авт.)К(трак.)
Московская область1,71
Москва21,2
Ленинградская область1,31
Санкт-Петербург1,81
Новосибирск1,71
Екатеринбург1,81
Нижний Новгород1,81
Казань21,2
Челябинск2,11,2
Омск1,61
Самара1,61
Ростов-на-Дону1,81
Уфа1,81
Красноярск1,81
Пермь21,2
Воронеж1,51
Волгоград1,30,8
Краснодар1,81

Данные в обеих таблицах взяты с официального сайта РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и являются актуальными на 2019 год. Каждую из этих таблиц вы можете распечатать, нажав соответствующую кнопку.

Что такое коэффициент территории ОСАГО — таблица

За ОСАГО страхователь уплачивает страховщику страховую премию. Она складывается из базового тарифа и коэффициентов, одним из которых является коэффициент территории ОСАГО (п. «а» ч. 2 ст. 9 ФЗ № 40 от 25.04.2002 года). При этом коэффициент КТ, начиная с января 2019 года, принял для отдельных регионов (муниципальных образований) иное значение – в соответствии с требованиями нового Указания ЦБ № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (далее – Указание № 5000-У).

Что такое коэффициент территории ОСАГО

Данный множитель по ОСАГО может принимать минимальное значение 0,6 и максимальное 2,1 (для всех ТС, кроме тракторов, самоходных машин и прочей техники, регистрируемой в органах Гостехнадзора). В отношении самоходной техники минимальное значение 0,5, а вот максимальное – всего лишь 1,2.

При этом конкретное значение данного коэффициента по ОСАГО зависит от того, где живет (зарегистрирован) или находится собственник (владелец) автотранспорта, указанного в полисе. Порядок определения места жительства (нахождения) зависит от статуса лица – физическое или юридическое.

Так, если собственник – гражданин, то территорией его проживания, в целях определения показателя КТ, признается место, указанное:

  • или в паспорте транспортного средства;
  • или в свидетельстве о регистрации;
  • или в общегражданском паспорте.

Если же владелец транспортного средства – это организация, то территорией нахождения компании, в целях определения коэффициента, признается адрес, указанный в учредительной документации (Уставе).

Кто устанавливает территориальный коэффициент по ОСАГО

На территории Российской Федерации, как базовые тарифные ставки по ОСАГО, так и коэффициенты, а также порядок их использования, устанавливает орган, осуществляющий надзор и контроль в сфере ОСАГО – а именно, Центральный Банк РФ. Разработка коэффициентов производится по согласованию с Правительством.

Именно регулятор определяет, в каком регионе (городе, муниципальном образовании) установить высокий, а в каком – низкий коэффициент преимущественного использования ТС. По мнению нашей редакции, ЦБ закрепляет коэффициент за каждой территорией на основе следующих факторов:

  • число жителей;
  • количество зарегистрированных там транспортных средств;
  • общая протяженность автомобильных дорог, транспортных развязок, магистралей и др.;
  • статистика аварийности на дорогах;
  • возможно, и прочие факторы (их перечень нигде не указан).

Наиболее высокий территориальный множитель по ОСАГО в 2019 году (КТ = 2,1) установлен на двух территориях:

Также большое значение (КТ = 2) действует на территориях следующих городов:

Достаточно высокое значение (КТ = 1,8) установлено и для владельцев ТС, прописанных в следующих городах:

  • Уфа;
  • Краснодар;
  • Новороссийск;
  • Красноярск;
  • Санкт-Петербург;
  • Ростов-на Дону;
  • Нижневартовск;
  • Нижний Новгород.

Соответственно, автовладельцы, у которых адрес прописки – указанные населенные пункты, будут платить практически в 2 раза больше за полис ОСАГО, чем собственники, живущие на территориях с КТ = 1.

В некоторых населенных пунктах установлены средние или чуть выше среднего значения коэффициента КТ. Например:

  • в Армавире, Туапсе, Киселевске, Соликамске, Юрге, Сочи, Муроме и Чепецке – 1,2;
  • в Кропоткине, Канаше, Курганинске, Воткинске, Крымске, Новоалтайске, Лабинске, Ейске, Тимашевске, Выксе, Арзамасе, Белогорске, Славянске на Кубани, Гусь-Хрустальном, Ачинске и Тихорецке – 1,1;
  • в Волгограде, Петропавловске-Камчатском, Геленджике, Анапе, Железногорске, Краснокамске, Комсомольске-на-Амуре, Норильске – 1,3.

В крупных городах, как правило, высокий территориальный коэффициент КТ. Примеры:

  • Екатеринбург – 1,8;
  • Магнитогорск – 1,8;
  • Омск – 1,6;
  • Воронеж – 1,5;
  • Хабаровск – 1,7;
  • Иваново – 1,8;
  • Новосибирск – 1,7.

Есть и населенные пункты, в которых КТ равен единице и, соответственно, никак не влияет на стоимость ОСАГО. Примеры:

Существуют населенные пункты и территории, где действует минимальный КТ (0,6). Примерами могут служить:

  • Кызыл;
  • Краснокаменск;
  • Севастополь;
  • Биробиджан;
  • весь Чукотский АО.

Как применяется

Страхователь, который приобретает страховку ОСАГО в офисе страховщика или на его сайте, предоставляет сведения о собственнике и о транспортном средстве. Страховщик самостоятельно производит расчет цены полиса на основе этих данных, просто умножая базовый тариф на все коэффициенты, которые участвуют в исчислении страховой премии для конкретной ситуации.

Согласно данной таблице, видим, что коэффициент КТ участвует в расчете практически всегда – кроме случаев, когда ОСАГО оформляется на срок не более 20 дней – в целях следования к месту постановки на учет или прохождения техосмотра.

Важно учесть, что КТ в отношении собственников машин, зарегистрированных за рубежом и временно используемых на территории РФ, всегда равен 1,7, о чем сказано в новом Указании № 5000-У.

В остальных случаях (когда оформляется полис на 1 год, ТС поставлено на учет в России, владелец – физическое или юридическое лицо), нужно определять свое место жительства (согласно ПТС, СТС или общегражданскому паспорту) и смотреть таблицу ниже.

Таблица коэффициента ОСАГО по регионам 2019 года

Ниже доступна к скачиванию актуальная таблица, в соответствии с новым Указанием № 5000-У, содержащая сведения о применяемом КТ во всех регионах, городах и муниципальных образованиях.

Пользоваться таблицей в целях исчисления стоимости ОСАГО очень просто:

  • находим в таблице регион проживания собственника (например, Красноярский край);
  • смотрим чуть ниже название субъекта РФ – есть ли нужный нам город (например, Искитим в Новосибирской области);
  • если нет, смотрим строку «Прочие города и населенные пункты»;
  • соотносим строку и 1-й столбец (если ТС – не самоходная машина) или 2-й столбец (если ТС – самоходная машина);
  • получаем нужное значение;
  • используем формулу для расчета цены полиса (см. другую таблицу выше в статье), подставляем остальные коэффициенты (КВС, КО, КМ, КП), перемножаем эти показатели и получаем итоговый результат.

Чтобы не считать самостоятельно, можно воспользоваться удобным калькулятором, размещенным на сайте РСА. На втором шаге – «Данные водителя», нужно просто указать свой регион, район, город прописки. Калькулятор автоматически применит нужный коэффициент в соответствии с нормами, установленными Центробанком.

Если он больше единицы, значит, стоимость полиса повышается, если меньше, наоборот, понижается. КТ, равный единице, не меняет цену страховки. Страховщик самостоятельно считает цену страховки с учетом КТ при покупке полиса.

Применение территориального коэффициента ОСАГО

Важным фактором, оказывающим значительное влияние на стоимость полиса, является территориальный коэффициент ОСАГО. Величина тарифа напрямую зависит от региона регистрации собственника автомобиля. Принцип начисления процента простой: чем более многонаселенным и масштабным является субъект РФ, тем выше возрастает показатель. То есть чем больше машин поставлено на учет в городе, тем выше будет плата за страховку для их владельцев.

Территориальный коэффициент — что это?

От уровня концентрации машин в населенном пункте зависят показатели ДТП на данной территории.

В мегаполисе количество автомобилей самое большое, потому и коэффициент будет выше, чем в сельской местности или небольшом региональном центре с количеством жителей чуть более 100 тысяч человек.

Для всех страховщиков устанавливается единый территориальный коэффициент. Никто не может повысить или понизить параметры по своему усмотрению. При выборе страховщика лучше ориентироваться не на этот показатель, а учитывать надежность той или иной фирмы в целом.

На величину коэффициента страховых тарифов оказывают влияние территория преимущественного использования конкретного ТС и адрес прописки, указанный в личном паспорте владельца. Для юрлиц ведущее значение имеет место регистрации предприятия или фирмы индивидуального предпринимателя.

Также при вычислении КТ учитываются следующие показатели:

  • численность населения: в небольшом городке или районном центре КТ будет ниже, а в мегаполисе возрастет, потому что общее количество зарегистрированных автомобилей на периферии меньше, чем в федеральных центрах и крупных городах;
  • загруженность дорог: показатель будет выше там, где зарегистрировано и эксплуатируется больше машин;
  • показатели ДТП в конкретном населенном пункте. Коэффициент напрямую зависит от количества аварий. Чем их больше, тем полис стоит дороже.
  • общая продолжительность дорог федерального значения, в малых населенных пунктах это важный параметр;
  • средний возрастной показатель автовладельцев, проживающих в городе (для лиц, управляющих спецтранспортом).

Поскольку автомобилей на проезжей части много, вероятность попасть в ДТП возрастает, в результате число страховых выплат увеличивается, соответственно, растет транспортный коэффициент. Кем устанавливаются параметры КТ? Существует два главных документа, которые регулируют покупку и использование полисов:

  1. Правила расчета суммы компенсации и нормы применения того или иного коэффициента при продаже полисов устанавливаются в законе об ОСАГО.
  2. Базовую ставку и критерии, влияющие на величину ТК в каждом отдельном случае и регионе, определяет Центробанк РФ.

Немаловажное влияние оказывает и то, какую политику проводит правительство России в отношении некоторых регионов РФ, например, Грозного и Симферополя. Для их жителей КТ понижен до 0,6 с целью снизить нагрузку на местных автовладельцев. Расчеты проводятся по особенной экономической программе, разработанной только для этих территорий.

Коэффициент рассчитывается отдельно для легковых авто, самоходных машин, сельскохозяйственной и прочей тяжелой техники.

Таблица

Для удобства автовладельцев коэффициент для расчета страховки по регионам указан в одной специальной таблице Указания ЦБ. Сама таблица довольно длинная, поэтому вам видна только ее часть. Если хотите посмотреть ее всю, то скачайте полный текст документа.

Как применяется для ОСАГО

Предлагаем формулу для расчета стоимости полиса ОСАГО:

Ц = Бс х Кт х Кбм х Ко х КВС х Км х КПР х КПИ х КСС х Кн

Расшифровка используемых параметров:

  1. Ц – цена атогражданки.
  2. Бс – величина базовой ставки, определяемая в зависимости от места проживания автовладельца и вида принадлежащего ему транспорта.
  3. Кт – тот самый коэффициент, значение которого представлено было в расположенной выше таблице.
  4. КБМ — всем известный показатель коэффициента бонус-малус, зависящий от уровня профессионализма водителя, количества попаданий в ДТП, периода безаварийной езды.
  5. Ко – показатель или коэффициент, на величину которого влияет число водителей, допущенных к управлению автомобилем. Это может быть конкретный список лиц или неограниченное количество.
  6. КВС – возрастной коэффициент и стаж водителя. Не учитывается при оформлении полиса, где число водителей неограниченное. В остальных случаях берется наибольший показатель.
  7. Км – мощность движка авто, которая указывается в ПТС или регистрационном свидетельстве.
  8. КПР — коэффициент, применяемый для машин с прицепами. Для автолюбителей может не учитываться.
  9. КПИ – показатель того, сколько времени эксплуатируется авто, наименьший период равен трем месяцам.
  10. КСС – срок, на который оформляется полис ОСАГО. Обычно — это 12 месяцев.
  11. Кн – количество дорожных аварий, правонарушений, совершенных водителем. При наличии в прошлом страховом периоде грубых нарушения закона в области автострахования или привлечения к административной ответственности величина показателя составит 1,5, в остальных случаях равняется единице.

Нужно еще отметить, что некоторые из показателей применяются не для всех ТС, например, мощность двигателя учитывается только для легковушек, а КПР используется для крупногабаритных машин, перевозящих грузы.

Таким образом рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. Без него выезжать на дорогу сегодня строго запрещено. Тем, кто не имеет достаточных средств для покупки полноценной страховки или желает снизить стоимость страховки за счет транспортного коэффициента, нужно либо проживать в сельской местности, либо оформить автомобиль на родственников, зарегистрированных в небольшом городке.

Разъяснения по вопросу применения коэффициента страхового тарифа, устанавливаемого в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, при заключении государственных контрактов на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Подпунктом 12.4 Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2013 года № 1045, установлено, что транспортные средства, закрепленные за территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях, состоят в штатах федеральных казенных учреждений хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне и ставятся на баланс указанных организаций.

Вопрос обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется нормами Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ).

Согласно статье 9 Федерального закона № 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в том числе в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц, их филиалов или представительств по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Коэффициенты страховых тарифов, которые устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, утверждены приложением № 2 к указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно примечанию 2 к пункту 1 приложения № 2 к названному Указанию Банка России территория преимущественного использования транспортного средства определяется для юридических лиц, их филиалов или представительств по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

В случае если служебный автотранспорт в установленном порядке передан в пользование территориальным органам МВД России, необходимо учитывать следующее.

Статья 9 Федерального закона № 40-ФЗ и Указание Банка России, определяя порядок применения коэффициента страхового тарифа, не связывают его размер с местом регистрации юридического лица, являющегося собственником транспортного средства.

Статьей 1 Федерального закона № 40-ФЗ определено, что под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Частью 1 статьи 4 указанного закона установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 40-ФЗ и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. При этом на основании части 4 данной статьи обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с Федеральным законом № 40‑ФЗ иным лицом (страхователем).

В разъяснениях, разосланных письмом МВД России от 18 мая 2018 года № 1/5493, указано, что коэффициент территории преимущественного использования транспортных средств может быть определен заказчиком по месту нахождения юридического лица, филиалов или представительств, указанных в его учредительных документах, а также территориальных органов МВД России, которые обслуживаются центром хозяйственного и сервисного обеспечения территориального органа МВД России.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года по делу № А39-6226/2013 признано правомерным страхование гражданской ответственности владельца по коэффициенту страхового тарифа по месту его нахождения, а не по месту нахождения собственника.

Учитывая изложенное, полагаем возможным применение коэффициента страхового тарифа, в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства по месту нахождения его владельца, в том числе территориального органа МВД России, которому в установленном порядке передан в пользование служебный автотранспорт.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России.

Читайте также:  Как перевозить животных в поезде по России
Ссылка на основную публикацию