В какой бюджет уходят штрафы ГИБДД - Автомобильный портал

В какой бюджет уходят штрафы ГИБДД

В какой бюджет уходят штрафы ГИБДД

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина РФ от 23 марта 2012 г. № 02-04-11/986 О зачислении в бюджет денежных взысканий (штрафов), налагаемых за административные правонарушения в области дорожного движения

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами от финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросу зачисления в бюджет денежных взысканий (штрафов), налагаемых в соответствии с положениями главы 12 Кодекса, Российской Федерации об административных правонарушениях, по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (далее – коды КДБ), сообщает.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, статьей 46 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности” в случае и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации:

о безопасности дорожного движения;

об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности несут, в том числе административную и уголовную ответственность.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушения указанного законодательства Российской Федерации предусмотрены в статьях глав 11, 12 КОАП:

12.1 – 12.21, 12.22 – 12.32, 12.35 – 12.37 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения);

11.21, 11.22, 11.29, 12.21.1, 12.21.2, 12.33, 12.34 (денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

В соответствии с положениями подпунктов 6.1, 6.2, 7 пункта 1 статьи 46 (в редакции, действующей в 2012 году), статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) суммы денежных взысканий (штрафов), налагаемых (назначаемых) за административные правонарушения и уголовные преступления в области дорожного движения являются неналоговыми доходами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения – в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (за исключением законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) – в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.

за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, – соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

Для учета в 2012 году указанных денежных взысканий (штрафов) в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, утверждены коды КДБ соответственно:

“1 16 30020 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения”;

“1 16 30030 01 0000 140 Прочие денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения”;

коды КДБ, входящие в код КДБ агрегации “1 16 30010 01 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение, правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования”.

Т.Г. Нестеренко

Письмо Минфина РФ от 23 марта 2012 г. № 02-04-11/986

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснено, что суммы денежных взысканий (штрафов), налагаемых (назначаемых) за административные правонарушения и уголовные преступления в области дорожного движения являются неналоговыми доходами бюджетов.

В 2012 г. суммы за нарушения законодательства о безопасности дорожного движения зачисляются в бюджеты регионов.

Суммы за нарушения законодательства об автодорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автодорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Суммы за прочие нарушения законодательства об автодорогах и о дорожной деятельности зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов, Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении взыскания (штрафа).

Разъяснено, какие коды классификации доходов бюджетов используются для учета указанных сумм в 2012 г. Это код 1 16 30020 01 0000 140 (взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения), код 1 16 30030 01 0000 140 (прочие взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения). Также применяются коды, входящие в код агрегации 1 16 30010 01 0000 140 (взыскания (штрафы) за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автодорогам общего пользования).

В какой бюджет уходят штрафы ГИБДД

На начало 2018 года в России было зарегистрировано около 43 540 000 легковых автомобилей. Известно также, что в среднем по стране на 1 000 жителей приходится 296 легковых авто. Самыми автомобильными регионами по этому показателю приходятся: Приморский и Камчатский края, Московская и Калужская области, республика Карелия.

Цифры, факты и закон

Систематически автолюбители нарушают правила дорожного движения. Сейчас в век информационных технологий после нарушений к ним приходят «письма счастья», ну или можно отслеживать свои штрафы в специальном мобильном приложении. Так, самым распространённым штрафом для водителей в России является взыскание за превышение скоростного лимита. Во многом это можно объяснить наличием комплексов фото- и видеофиксации, которые делают множество снимков ежедневно. Оказалось, что больше всего лихачей в Рязанской, Костромской и Нижегородской областях.

На втором месте по нарушениям в большинстве регионов расположилось несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. На третьей позиции – движение по обочине.

По данным сайта «Зарулем.рф», в десятку самых распространенных нарушений ПДД также вошли: движение по полосе для общественного транспорта; неоплата парковки; заезд за стоп-линию и проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; нарушение правил парковки и непристегнутый ремень безопасности.

Однако, в каждом регионе своя специфика. Так, в Топ-5 самых популярных нарушений ПДД в Москве вошли:

– превышение скорости от 40 до 60 км/ч;

– несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой;

– движение по обочине;

– движение по полосе для общественного транспорта;

Любопытно сравнить столичный топ-5 с пятеркой самых популярных нарушений в Дагестане (этот регион наиболее заметно выбивается из общего списка):

– отсутствие и просрочка страховки;

– нарушение правил тонировки;

– превышение скорости от 20 до 40 км/ч;

Более того, эксперты даже выяснили, владельцы каких автомобилей чаще нарушают ПДД. В России чаще других штрафы получают владельцы дорогих марок автомобилей, в частности, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz, Audi и Lexus. Эти выводы сделаны из анализа 2017 года.

«Напрашивающийся в первую очередь вывод – штрафы, в том числе крупные, являются слабым сдерживающим фактором для владельцев дорогих и мощных машин люксовых марок. Отсутствие прогрессивной шкалы приводит к тому, что для состоятельных россиян штрафы за скорость, «непропуск» пешехода или непристегнутый ремень безопасности, интуитивно воспринимается как абонентская плата за вседозволенность на дороге», — отмечают авторы исследования. И сетуют на то, что в России нет законодательно установленных мер воздействия на тех водителей, которые регулярно получают большое количество штрафов за нарушения ПДД.

Читайте также:  Штраф за скрытие номерных знаков

А теперь приведём некоторые виды нарушений и размер штрафов за них. Например, за превышение скорости сумма может варьироваться от 500 рублей до 5000 рублей. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения обойдётся в 2000 рублей. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением предусмотрен либо штраф в 5 000 руб., либо лишение прав на 4-6 месяцев.

Отметим, что штраф должен быть оплачен в течение 60 дней. В случае, если вы это не сделаете, то вас могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа уже в двукратном размере или в виде ареста на срок до 15 суток, или же в виде обязательных работ на срок до 50 часов.

А куда деньги поступают?

Недавно по Первому каналу был сюжет об автоштрафах. Сразу сделаю ремарку, по ТВ смотрю только новостные передачи, и то только для того, чтобы быть в курсе последних событий. Так, в новостном сюжете пытались выяснить, куда же уходят штрафы: в бюджет или в карманы частных компаний? В пример привели волгоградских депутатов, которые недавно сами задались этим вопросом. Цифры их сильно удивили.

«Каждый год штрафов в областной бюджет приходит от миллиарда до миллиарда 200 млн рублей. Спросили: а вот те коммерческие партнеры, с которыми заключены соглашения по обслуживанию, они сколько получают? И была озвучена цифра – более 500 млн рублей», — рассказал депутат Волгоградской областной Думы Михаил Таранцов.

По словам депутата, если бы вместо частников ту же самую работу выполняло госучреждение, то обслуживание камер обошлось бы всего 30 млн. Но в администрации Волгоградской области объясняют: государственно-частное партнерство законно и все траты оправданы. Так работают в Свердловской, Нижегородской областях, Красноярском крае и некоторых других регионах России. В Махачкале вообще этим занимается только коммерческая фирма. А вот в Саратовской области вся система видеофиксации исключительно государственная. От сотрудничества с частниками там отказались.

«Во-первых, большой процент берут со штрафов. Получается, половина практически. Например, 500 рублей штраф, где-то 200-250 рублей они обычно забирают себе. То есть намного дешевле обходимся мы, чем частные фирмы», — говорит директор Регионального навигационно-информационного центра Валерий Хибаров.

Где забота о безопасности, а где система видеофиксации превращается в доходный бизнес? Водители считают, что регулярно оказываются в намеренно подстроенных ловушках.

В компании, которая в соответствии с госконтрактом как раз и расставляет передвижные камеры, утверждают: где стоять треноге решают не они, а региональное учреждение-заказчик по согласованию с ГИБДД.

«Это места, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, либо места, выбранные на основе анализа дорожных условий и нарушений правил дорожного движения», — сообщил директор компании по установке камер видеофиксации Александр Барсуков.

Но водители спорят: есть и более аварийно-опасные места, чем те, где треног больше всего.

«На сегодняшний момент вся система устроена так, что фирмы, которые обслуживают эти камеры, они получают с этого доход. И пока это будет именно так делаться, то, естественно, камеры будут ставить там, где выгодно тем или иным лицам, которые обслуживают эти камеры», — отметил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Условия контрактов в разных регионах отличаются: где-то фирмы получают фиксированную сумму, а где-то – определенную сумму с каждого штрафа. Но волгоградские депутаты уверены: если система видеофиксации в регионе будет полностью государственной, то это сэкономит сотни миллионов бюджетных денег. Со следующего года эти средства должны направляться только в дорожный фонд региона и тратиться на ремонт дорог.

В процессе своей деятельности мы лично столкнулись с данной темой. К нам на ревизию поступили материалы, где некая организация «А» выиграла контракт на сотню миллионов рублей для организации процесса изготовления и пересылки заказными письмами постановлений, вынесенных Центрами автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД. Затем организация «А» привлекает для этой работы фирмы «Б» и «В», которые выполняют функции в рамках своей компетенции. Более того, фирма «В» также находит посредника – фирму «Г». Получается, организация «А» выступает подрядчиком, находя субподрядчиков, которые в свою очередь также привлекают сторонние организации. Организация «А», являясь монополистом на рынке, не выполняя никаких работ, только найдя субподрядчиков, зарабатывает миллионы рублей, в то время как эти деньги можно было сэкономить, заключив контракты напрямую с фирмами, в чьих силах выполнить данный фронт работ. Но дело в том, что изначально конкурсная документация уже пишется под конкретного подрядчика. В нашем случае все сделано так, чтобы выиграла именно организация «А». Выходит такая длинная цепочка подрядчика и субподрядчиков, в результате которой на каждом этапе попросту списываются и «пилятся» миллионы.

Президент России Владимир Путин 4 июня подписал закон, согласно которому с 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения будут направляться в региональные дорожные фонды. Изменения вносятся в п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса России. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Инициатором законопроекта выступило Министерство транспорта России для исполнения поручений президента, касающихся дополнительных источников доходов для дорожных фондов. В ведомстве считают, что такая мера позволит вдвое увеличить расходы на строительство и реконструкцию региональных дорог.

Как мы уже говорили, в настоящее время штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в полном объеме зачисляются в региональные бюджеты, и субъекты могут тратить их по своему усмотрению. Получается, что главы субъектов сами решают, какая доля пойдет в дорожный фонд.

По данным Федерального казначейства, объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты таких штрафов в 2016 году составил около 60 млрд. рублей, а в 2017 году – более 67 млрд.

«С января 2019 мы будем точно знать, что все средства от штрафов за нарушения ПДД действительно пойдут на содержание дорог, их ремонт или даже создание новых региональных трасс.Ранее деньги от штрафов размывались на необходимые нужды: например, чтобы закрыть «дыру» в бюджете в каком-либо секторе. Теперь, раз на это будут идти все средства, а не какая-то их часть, денег на дорогу станет выделяться гораздо больше. Несмотря на то, что такое решение можно считать весьма положительным, ведь чем больше средств тратится на дороги, тем лучше, одними штрафами дороги в нормальном состоянии поддерживать невозможно», — утверждает автомобильный эксперт Антон Чуйкин.

При этом он опасается, что региональные власти не только постараются повысить собираемость штрафов по линии ГИБДД, но и резко увеличат число новых камер фото-видеофиксации нарушений ПДД.

«При целевом использовании средств дороги действительно должны стать лучше, а насколько, уже будет зависеть от того, как интенсивно будут нарушать ПДД автомобилисты. Однако сейчас все боятся, что начнут получать множество штрафов, которые будут выписывать не совсем законно.

Хотя даже сейчас возникают такие ситуации: где-то необоснованно поставят знак с гораздо меньшей скоростью, например в районе заброшенного населенного пункта, а где-то не уберут его после ремонта», — рассказал Чуйкин.

Читайте также:  Срок давности административного штрафа за нарушение ПДД

Между тем, в Минтрансе считают, что данная статья является не основным, а дополнительным источником доходов дорожных фондов.

«В соответствии с бюджетным Кодексом региональные дорожные фонды формируются, прежде всего, за счет: акцизов на автомобильное топливо, транспортного налога, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета», — заявили в Минтрансе России.

Куда поступают деньги мы разобрались. Насколько справедливо выписываются штрафы – это уже совсем другой вопрос. Ведь ошибочные штрафы ГИБДД – не такая уж редкость в наши дни. Они возникают вследствие ошибок компьютеров или невнимательности и рассеянности операторов центров фото-и видеофиксации, инспекторов ГИБДД. Для их обжалования нужно обратиться в Госавтоинспекцию или в суд для доказательства своей правоты. Это можно сделать и по Интернету, через сайты Госуслуги и ГИБДД. Основаниями для аннулирования штрафов могут служить материалы, которые вам должны предоставить в центре автоматизированной фиксации.

Теперь вы знаете о своих правах, но и не забывайте об обязанностях. Помните, на дороге превыше всего безопасность – как ваша, так и остальных водителей, пассажиров и пешеходов, – так что давайте без нарушений.

Понравился материал? Поделитесь:

Куда идут деньги от штрафов ГИБДД и на что их тратят

Немного найдётся в России водителей, ни разу не нарушавших правила дорожного движения и не отвечавших за свои ошибки рублём. К некоторым автомобилистам «письма счастья» от Госавтоинспекции приходят регулярно, заставляя задуматься не только над сменой своего стиля вождения, но и над тем, куда идут деньги от штрафов ГИБДД.

Куда идут деньги от штрафов ГИБДД

Начиная с 1 января 2019 года средства, собранные с автомобилистов-нарушителей, решено адресно передавать на приведение в порядок российских трасс. Закон об этом ещё в 2018 году был подписан главой государства. Президент постановил перечислять рубли и копейки не в краевые и областные бюджеты, как раньше, а напрямую на счета региональных дорожных фондов. Документ, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ, можно найти на официальном портале правовой информации.

В качестве аргументов в пользу принятия такого решения в Министерстве транспорта России, выступившем разработчиком проекта, называли плачевное состояние дорог по всей стране и появляющуюся возможность существенно улучшить качество трасс в регионах. Не секрет, что раньше, когда получателем штрафов были региональные власти, средства постоянно направлялись не на дороги и их ремонты, а на латание любых других бюджетных дыр. Теперь это исключается.

Сегодня деньги от нарушителей наполняют дорожные фонды, наряду с перечислениями от:

  • оплаты транспортного налога;
  • реализации акцизов на автотопливо;
  • траншей из федерального бюджета, в том числе в рамках специальных госпрограмм по строительству безопасных и качественных дорог.

Далее средства фонда направляются:

  • на приведение в порядок конкретных дорожных участков;
  • строительство новых трасс;
  • установку и ремонт светофоров;
  • нанесение разметки;
  • оборудование пешеходных переходов.

Впрочем, немалая часть денег от оштрафованных граждан уходит всё-таки на другие цели, в том числе на доставку автовладельцам писем с оповещениями о допущенных нарушениях. Кроме того, в некоторых регионах размещение систем фиксации отдано на откуп частным компаниям, получающим за это солидные суммы.

Так, вопрос о судьбе финансов, которые регулярно отдают в качестве оплаты за свои дорожные прегрешения земляки-автовладельцы, недавно заинтересовал вологодских депутатов. Народные избранники провели целое расследование и были весьма удивлены полученным результатом: оказалось, что ежегодно региону приходится «отстёгивать» до 500 млн рублей от собранных сумм частным компаниям, занимающимся обслуживанием и настройкой видеокамер. Это больше трети от получаемых платежей, ведь всего на штрафах дорожный фонд региона «зарабатывает» 1 — 1,2 млрд рублей. Кстати, по утверждениям депутатов, государственные учреждения могли бы обслужить камеры за гораздо меньшие суммы, примерно за 30 млн рублей в год.

Допустимы ли сборы через частные компании

При этом государственно-частное партнёрство при сборе штрафов не противоречит никаким законам и теоретически имеет право на существование. По подобной схеме работают в Нижегородской и Свердловской областях, в Красноярском крае. Хотя и там вопросы использования дорогостоящих услуг коммерсантов активно ставятся под сомнение.

Год назад в Сети обсуждалась и система перечисления собранных штрафов в Подмосковье. Здесь установку приборов, отслеживающих нарушения, также получила под контроль частная компания, полугодовой доход которой оценивался примерно в 254 млн рублей. При этом с каждого из оплаченных штрафов ООО получало по 233 рубля вне зависимости от тяжести нарушения водителя и от суммы, которую должен был выплатить человек.

Сейчас по всей стране происходит отход от подобных форм работы. В Саратовской области, например, решили отказаться от услуг частных компаний и приобрести свою фиксирующую аппаратуру. Поводом для этого стала крайне высокая стоимость услуг частников, которые ранее получали до половины собранных сумм.

Количество камер, фиксирующих нарушения водителей, на российских дорогах увеличивается с каждым годом. Растут и суммы штрафов, которые люди платят государству в виде штрафов. С января нынешнего года эти деньги предназначаются исключительно на дорожную инфраструктуру, хотя часть средств, как и прежде, «теряется в пути» — идёт на недешёвую рассылку оповещений и оплату услуг частников-партнёров.

Путин направил штрафы за нарушение ПДД в региональные дорожные фонды

Радарная камера фиксации нарушений правил дорожного движения «Стрелка»

Наталья Селиверстова/РИА «Новости»

Президент России Владимир Путин 4 июня подписал закон, согласно которому с 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения будут направляться в региональные дорожные фонды. Изменения вносятся в п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса России. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Инициатором законопроекта выступило Министерство транспорта России для исполнения поручений президента, касающихся дополнительных источников доходов для дорожных фондов. В ведомстве считают, что такая мера позволит вдвое увеличить расходы на строительство и реконструкцию региональных дорог.

«Принятие законопроекта позволит увеличить объемы региональных дорожных фондов и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения за счет увеличения финансирования работ по улучшению качества дорог», — говорится в пояснительной записке к документу.

Закон ступает в силу с 1 января 2019 года.

В настоящее время штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в полном объеме зачисляются в региональные бюджеты, и субъекты могут тратить их по своему усмотрению. Получается, что главы субъектов сами решают, какая доля пойдет в дорожный фонд.

По данным Федерального казначейства, объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты таких штрафов в 2016 году составил около 60 млрд. рублей, а в 2017 году – более 67 млрд.

Автомобильный эксперт, ведущий радио «Страна» Антон Чуйкин в беседе с «Газетой.Ru» отмечает, что причиной таких изменений послужило «ужасное состояние региональных дорог» и такой законопроект действительно может улучшить их качество.

«С января 2019 мы будем точно знать, что все средства от штрафов за нарушения ПДД действительно пойдут на содержание дорог, их ремонт или даже создание новых региональных трасс.Ранее деньги от штрафов размывались на необходимые нужды: например, чтобы закрыть «дыру» в бюджете в каком-либо секторе. Теперь, раз на это будут идти все средства, а не какая-то их часть, денег на дорогу станет выделяться гораздо больше. Несмотря на то что такое решение можно считать весьма положительным, ведь чем больше средств тратится на дороги, тем лучше, одними штрафами дороги в нормальном состоянии поддерживать невозможно», — утверждает эксперт.

При этом он опасается, что региональные власти не только постараются повысить собираемость штрафов по линии ГИБДД, но и резко увеличат число новых камер фото-видеофиксации нарушений ПДД.

Читайте также:  Штраф за проезд по полосе для автобусов

Так, по его словам, на трассе Саранск — Нижний Новгород уже есть участок, где камеры «стоят на каждом километре».

При этом эксперт считает, что количество камер напрямую не влияет на количество денег, которые поступят в бюджет: эти суммы зависят непосредственно от количества допущенных автомобилистами нарушений.

«При целевом использовании средств дороги действительно должны стать лучше, а насколько, уже будет зависеть от того, как интенсивно будут нарушать ПДД автомобилисты. Однако сейчас все боятся, что начнут получать множество штрафов, которые будут выписывать не совсем законно.

Хотя даже сейчас возникают такие ситуации: где-то необоснованно поставят знак с гораздо меньшей скоростью, например в районе заброшенного населенного пункта, а где-то не уберут его после ремонта», — рассказал Чуйкин.

В свою очередь, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов в беседе с «Газетой.Ru» напомнил, что о подобном законе уже давно просили региональные власти. Тогда местные чиновники обнаружили, что штрафами ГИБДД весьма удобно латать дыры в бюджете: в некоторых регионах даже появились планы по штрафам, которые должны фиксировать видеокамеры.

«Количество камер с каждым годом растет в разы: в этом году в регионах их станет больше, а в следующем — еще больше. Необходимо также обратить внимание на систему государственно-частного партнерства, по которой не одному только государству выгодно большое количество нарушителей, но владельцам частных камер», — говорит эксперт.

Шкуматов считает, что количество денег, поступаемых в бюджет, зависит именно от того, как будет устроено сотрудничество с частными компаниями. И в случае, если они от программы государственно-частного партнерства будут получать достаточно большой процент, дороги так и останутся в плачевном состоянии.

Между тем в Минтрансе считают, что данная статья является не основным, а дополнительным источником доходов дорожных фондов.

«В соответствии с бюджетным Кодексом региональные дорожные фонды формируются, прежде всего, за счет: акцизов на автомобильное топливо, транспортного налога, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета», — заявили «Газете.Ru» в Минтрансе России.

В ведомстве уточнили, что закон был подготовлен задолго до нынешних решений о снижении акцизов, и с ними не связан. И параллельно готовят предложения о компенсации выпадающих доходов субъектов в связи со снижением акцизов.

Вопросом о дополнительных источниках для дорожного фонда власти озаботились еще марте 2016 года, когда на президиуме Госсовета по вопросам транспортной безопасности министр транспорта Максим Соколов отметил, что «было бы целесообразно рассмотреть вопрос об использовании средств от штрафов в целях увеличения расходов исключительно или приоритетно на ликвидацию очагов аварийности на региональных дорогах за счет строительства пешеходных переходов, пересечений автодорог, в том числе развязок и путепроводов над железнодорожными путями».

«В 30 регионах России деньги из дорожных фондов используются нецелевым образом. Не установлена эта норма, Минтранс предлагает ее установить. Поэтому очень разумно, если бы эти штрафы целевым образом нормативно шли в дорожные фонды», — добавил помощник президента Андрей Белоусов.

Инициатива получила поддержку и президента Владимира Путина.

В какой бюджет уходят штрафы ГИБДД

ГИБДД. Куда идут штрафы?

Куда идут штрафы, собираемые на дорогах? Ответственные лица из Главного управления ГИБДД отвечают на этот вопрос на страницах газет всегда одинаково уклончиво: ну как куда? Туда, в этот, как его, бюджет. Журналисты обычно дальше не развивают эту тему. А зря. Можно найти много интересного. Стоит взглянуть повнимательнее на расчетный счет, на который водители перечисляют суммы штрафов (естественно расчетный счет можно обнаружить, если оплата штрафа производится по протоколу, а не на месте).

Вообще-то по законодательству (Административный кодекс, Закон о местном самоуправлении) штрафы за нарушение правил дорожного движения должны целиком поступать в местный бюджет. Который может направлять определенные суммы на укрепление материального положения ГИБДД. Но на практике штрафы зачастую сразу поступают на расчетный счет районного отдела милиции или непосредственно ГИБДД, минуя местный бюджет. Казалось бы, какая разница? Просто ликвидировали промежуточную стадию размещения сумм штрафов на счете местного бюджета. Но не все так просто.

Во-первых, при этом нарушаются сразу три Закона РФ, в том числе Закон о милиции, который запрещает финансирование милиции из любых источников, кроме бюджетных (за исключением охранных работ по договорам, но это к данному вопросу не относится).

Во-вторых, дофинансирование милиции (и ГИБДД) должно осуществляться по сметам, то есть по расчетной необходимости, для этого и существует специальная строка в местном бюджете. Перечисление сумм штрафов сразу на счет ГИБДД превращает этот государственный орган в хозрасчетное предприятие, что недопустимо.

В третьих , при этом резко искажается суть, цели и задачи ГИБДД. Эффективность работы инспектора начинает измеряться не порядком на дороге, не отсутствием пробок и аварий, а количеством “реализованных” штрафных талонов. В результате этого, опасные места на дорогах (неисправные светофоры, трудноразличимые дорожные знаки, пробки и т.д.) интересуют инспектора лишь с точки зрения возможности более эффективного сбора штрафов. Около 10% всех ДТП вообще совершаются вблизи передвижных постов ГИБДД, зачастую самим своим расположением создающих опасную ситуацию.

Можно продолжить и в четвертых и в пятых.

Понятно, что методика “самофинансирования” ГИБДД родилась не от хорошей жизни. Задержки с выплатой зарплаты, нехватка бензина и запчастей – короче, все “прелести” зависимости от бюджетного финансирования – вот что подвигло местных руководителей ГИБДД и местного самоуправления “протолкнуть” (где официально, а где явочным порядком) “упрощенный” порядок движения сумм штрафов, минуя местный бюджет. Федеральные власти, оказавшиеся неспособными содержать свои службы, по сути сами обрекли их на поиск “прокорма” на подведомственной территории.

Объяснение причин, однако, не может служить оправданием нынешнего противоестественного положения. Не странно ли: у нас самая свирепая и многочисленная в мире дорожная полиция, а на дорогах – полный бардак. Обещанная главным “гаишником” России Федоровым эра сотрудничества работников ГИБДД и водителей в интересах повышения безопасности движения останется мифом до тех пор, пока не будет ликвидирована экономическая зависимость ГИБДД от собираемости штрафов.

Уж лучше просто установить дополнительный ежегодный сбор с водителей, это будет более законным и, безусловно нанесет меньший вред дорожному движению. Пока же эффективность работы ГИБДД можно оценить в 5-10%. То есть 9 из 10 работников ГИБДД не влияют положенным образом на безопасность движения, а работают на обеспечение функционирования системы самой ГИБДД.

P . S . из 2003 года: Статья написана в 2000 году и в настоящее время не слишком актуальна. Как всем известно, теперь гаишники не тратят время ни на штрафные талоны, ни на протоколы. Имеется ли сейчас расчетный счет «для штрафов» в ГАИ – не имеет значения. Расчет упростился к обоюдному удобству водителя и работника ГАИ: остановленный за какое-то нарушение водитель просто кладет на сиденье «гаишной» автомашины 50 рублей и продолжает путь, обычно даже не предъявляя водительского удостоверения. Вятские гаишники, которые, согласно «Комсомольской правде», полтинников с водителей не берут, а сразу оформляют дело о попытке дачи взятки, воспринимаются большинством водителей, как «оборотни в погонах». И как ни странно, в существующих условиях нашего «зазеркалья», это так и есть… Такая вот метаморфоза.

P . S . из 2012 года: В настоящее время реквизиты для уплаты штрафов содержат номер счета в Управлении федерального казначейства. Однако областное УВД все равно там указывается. Что это означает, обычным людям неизвестно. Куда же идут штрафы?

Ссылка на основную публикацию